Авиакомпании отказываются возвращать деньги пассажирам, чьи рейсы были отменены в связи с распространением коронавирусной инфекции. Практически все перевозчики навязывают клиентам компенсацию средств через оформление сертификата на сумму купленных билетов. Несмотря на то, что такую форму возврата признала приемлемой Международная ассоциация воздушного транспорта, юристы указывают, что пассажиры вправе требовать полной стоимости "живыми деньгами". Эксперты считают, что авиакомпании пытаются сохранить кэш, а кто-то уже не имеет финансовой возможности вернуть клиентам деньги.
В редакцию Накануне.RU обратились сразу несколько туристов из Екатеринбурга, у которых возникли проблемы при возврате денег за билеты на отмененные рейсы.
"Мы планировали вылететь за границу в середине апреля. Когда рейс отменили, в "S7 airlines" нам сообщили, что все средства будут возвращены. После оформления заявления на возврат, авиакомпания сообщила, что готовит для нас сертификат, фактически, задним числом изменив условия. Сейчас они проводят возврат только через сертификаты, на которыми потом в течение года можно оплатить услуги авиакомпании. Мы направили досудебную претензию в адрес "S7", ждем истечения 10-дневного срока, чтобы уже подать иск в суд", – рассказал один из пострадавших туристов.
По словам главного редактора туристического портала "Туристер.ру" Николая Лебедева, в аналогичной ситуации оказалось колоссальное количество пассажиров.
"Судя по сообщениям на нашем форуме, с проблемой возврата денег от авиакомпаний столкнулись многие туристы. У кого-то "Аэрофлот" не отменил рейс, хотя страна перестала выдавать визы в аэропорту и поездка теряла всякий смысл. Соответственно, повода возвращать денег не было. Другие туристы описывают фантастическое возвращение через две другие страны за свой счет из-за того, что авиакомпания отменила обратный рейс. При этом одному человеку вернули деньги за отмененный рейс, другому – нет. И, разумеется, множество случаев, когда живые деньги заменяют ваучерами или просто предлагают переброниовать на другие даты", – рассказал Николай Лебедев.
Он напоминает, что если авиакомпания сама отменяет рейс, это называется "вынужденный возврат", и в этом случае деньги возвращаются вне зависимости от тарифа. Другое дело, что авиакомпании могут идти на различного рода юридические хитрости – например, не отменять рейс, а переносить на неопределенный срок. И есть такое понятие, как "форс-мажор", оно в договоре на перевозку прописано у всех, и в этом случае стандартные условия могут не работать.
Однако, как оказалось, проблема возврата касается не только международных, но и внутренних рейсов. Пока перелеты внутри страны приостановила только авиакомпания "Победа" (контролируется "Аэрофлотом"), тем не менее, значительная часть пассажиров столкнулась с абсолютно нелояльным отношением лоукостера. Компания в одностороннем порядке заявила, что вернет средства на счет в личном кабинете, однако, судя по сообщениям пользователей, до сих пор этого не сделала, даже по рейсам, которые уже должны были состояться. Причем, решение об отмене перевозок было принято компанией самостоятельно, без прямых, вынуждающих на такой шаг причин. А, следовательно, прикрыться в данном случае "форс-мажором" не получится.
Руководитель Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев не исключает, что у некоторых авиакомпаний уже попросту может не быть финансовой возможности вернуть деньги.
"Возврат средств, если билет был в составе турпакета, регулируется ФЗ №132 "Об основах туристической деятельности". Если это только авиабилет – то документами Росавиации. Но, в данной ситуации, к сожалению, далеко не все правовые нормы имеют практическое воплощение. В любом случае, я не исключаю, что ряд авиакомпаний не имеет финансовой возможности осуществить выплаты, даже при наличии всех необходимых документов и юридической правоты пассажира или туриста. В связи с этим, мы направили предложения в Минтранс РФ и Федеральное агентство по туризму со своим видением ситуации. Мы ждем разъяснений, как это было сделано, например, в Германии, которая разрешила туроператорам отложить возврат средств до 2022 года", – резюмировал Михаил Мальцев.
Сейчас сложилась ситуация, когда авиакомпании пытаются максимально сохранить кэш, в том числе, за счет навязывания клиентам сертификатов. Но позиция перевозчиков вызывает недоумение, тем более на фоне решения правительства о предоставлении субсидии в 1,5 млрд руб. для организации вывоза россиян из-за границы.
Действительно, на днях Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) выступила с обращением к участникам туристического рынка, в котором признала выдачу ваучеров за отмененные рейсы приемлемой формой возврата средств. По мнению ассоциации, это даст возможность перевозчикам сохранить лояльность клиентов.
Однако пока большинство пассажиров в России настроено добиваться полной компенсации стоимости билетов "живыми деньгами" через суд.
Руководитель МБУ "Центр правозащиты" Янина Голубева рассказала Накануне.RU, что отмена рейса авиаперевозчиком относится к вынужденному отказу от перелета, а значит, пассажир имеет право требовать возврат средств.
"Перевозчик, исходя из того, что для него изменились обстоятельства, в праве предложить пассажиру изменить условия договора. Например, заморозить деньги на счете в личном кабинете или изменить даты. Пассажир может принять эти условия, если сочтет их для себя приемлемыми, или отказаться. В случае отказа перевозчик должен исполнить требования о возврате оплаты. Иногда, исполнитель услуги ссылается на форс-мажор. В этом случае перевозчик все равно должен вернуть полную стоимость билетов и затем уже в суде доказывать наступление действий непреодолимой силы", – рассказала Янина Голубева.