Накануне из машин "скорой помощи" перед клиническим центром Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) в Химках образовалась пробка, вид очереди из неотложек шокировал всю Россию. Ранее вице-мэр Москвы Анастасия Ракова вынужденно призналась: до пика заболеваемости коронавирусом еще далеко, но уже сегодня столичная медицина "работает на пределе". Если такая ситуация в Москве, то что же будет в регионах? Депутат Мосгордумы Евгений Ступин, у которого самого был выявлен коронавирус, объяснил в беседе с Накануне.RU, почему Москва не готова к такому наплыву заболевших.
– Евгений Викторович, все мы видели эти ужасные кадры с очередью из "скорых" в больницу. Конечно, становится страшно, что сейчас, когда у нас нет таких цифр по заболевшим, как в США, а этим постоянно хвалятся – но все равно медики работают на пределе?
– Здесь сравнение с США неуместно, потому что там совершенно другая система и там другая идеология жизни, там кто богаче, тот и прав. У нас властью пропагандировалось, что у нас сильное государство, и оно о вас позаботится. Соответственно, мы ждали от своего государства, что раз оно сильное, то должно в критической ситуации взять на себя все заботы, для этого мы получали копейки длительное время, практически все 20 лет, платили пенсионные взносы, налоги свои. И вот сейчас возникла критическая ситуация – выяснилось, что медицина вообще не готова. А не готова она исключительно потому, что ее "оптимизировали" – и на федеральном уровне, и на московском.
– Это было критическое уменьшение учреждений здравоохранения?
– На федеральном уровне за первые 15 лет, с 2000 по 2015 годы, количество поликлиник сократилось с 10 тыс. до 5 тыс. – в два раза. И это политическая ответственность целиком Путина и его подчиненных вроде Голиковой. Количество койкомест в больницах за время собянинского правления сократилось с 80 тыс. до 40 тыс. Опять же в два раза.
Эта практика привела к тому, что сейчас медики не успевают должным образом принимать заболевших, лечить, ничего не хватает. Это преступление, настоящее преступление высших должностных лиц страны.
– Ну, то есть, получилось, что государство только внешне было "социальным", а на деле у нас, как и в США, идеология "кто богатый - тот и прав"?
– Мне трудно судить, что в США происходит, ведь картинка в телевизоре может быть обманчивой. У нас же я не уверен, что даже богатые люди смогут нормальную помощь получить.
– Вирус не выбирает… Вы говорите, что картинка обманчива по поводу США, но если говорить о нашей стране, то посмотришь федеральные каналы – мы вполне неплохо сдерживаем "заразу коронавирусную"? Как дело обстоит в реальности, в Москве?
– Реальность ужасающая, ситуация будет хуже, чем в Италии, она уже хуже на самом деле во многом. Просто пока еще мы не видим всех последствий, и нам не сообщают о всех последствиях.
Мне звонили сейчас с одного из районов Архангельской области, там на весь район, это несколько десятков тысяч человек, 60 тестов завезли. И сразу сказали, что эти тесты только для тех, кто старше 65 лет. Точка. Что там выявят? До 65 лет там по статистике никто болеть не будет. Видимо, вот так люди будут умирать, им будут ставить пневмонию, диагностировать сердечно-сосудистые заболевания – все то, на фоне чего вирус уничтожает человека.
– ОРЗ многим ставят, говорят, что "сезонную простуду никто не отменял"...
– Так и будет везде. А вирус мутирует, он же, судя по тому, что специалисты говорят, в начале был относительно безопасен, сейчас он уничтожает человека за пару дней, причем, изначально бессимптомно практически и потом – раз, и все. На самом деле все это очень печально. Если, например, взять меня – положительный тест на коронавирус выявил анализ. Пришли второй раз брать неделю назад. Неделю я уже не знаю, какой результат по второму тесту. Неделю! Они знают, что я депутат Мосгордумы, что я по этому поводу писать буду, недовольство буду проявлять.
– Как-то же работали с вами?
– Предложили мне установить приложение, чтобы отслеживать мое передвижение, я отказался, сказали, что тогда мы предоставим вам наш аппарат. Хорошо, говорю, предоставляйте, потому что я не хочу, чтобы ваше приложение читало мой телефон. Обещали аппарат, но так и не предоставили. В итоге по факту меня никто не отслеживает. Я нахожусь на карантине, я и не выхожу никуда, но много ли таких сознательных с положительным тестом на коронавирус и без симптомов?
– Известны и обратные случаи, когда симптомы все есть, а тест отрицательный и так же отказывают в госпитализации...
– Это происходит потому, что система совершенно не готова. Мне первое время звонили, по 18 звонков в день было – и из центра телемедицины, и из Роспотребнадзора, и из поликлиники, и из инфекционной больницы какой-то, и из штаба по противодействию распространению коронавируса, из мэрии Москвы, откуда только не звонили – и все с одними и теми же вопросами. То есть никакой координации между ними нет, сплошное дублирование функций.
Когда ты дублируешь функции, то не успеваешь свои прямые обязанности выполнять. Это значит, что руководители этого штаба не смогли организовать работу подчиненных. Никто ни во что не вникает. Соответственно, Собянин и Мишустин показали свою полную профнепригодность, а Путин за 20 лет показал свою неспособность подбирать кадры.
– Если в Москве, мягко говоря, ситуация действительно непростая, но оптимизация была не только в столице, то что будет в регионах?
– Все будет очень плохо, до конца представить масштабы такой пандемии сейчас даже не представляется возможным. Будут трупы, видимо, тысячи трупов. Может быть, сотни тысяч. Это уже понятно, они не все будут от коронавируса. А будут, вероятно, записаны на счет сопутствующих болезней.
– Самое ужасное, что заболевают врачи. Почему не хватает масок не только для жителей городов, но и для пациентов, для больниц, нет необходимых санитайзеров?
– Зато мы отправляем помощь по всему миру, уже в десять стран отправили, в том числе в самую богатую экономику мира, в США, им, наверное, нужнее, чем нам. У них денег меньше, они не могут их напечатать, наверное. То есть страна, которая печатает деньги без меры для себя в первую очередь – мы ей отправляем, а у самих ничего нет.
– На то, что мы не готовы к эпидемии, могут ответить – и отвечают многие, в том, числе Песков – что никто вообще в мире не мог быть готов к такому. Но кто-то оказался "готовее" все же?
– Вот именно. Уровень неготовности во всем мире разный абсолютно, мы видим, что Южная Корея и Сингапур смогли свою систему здравоохранения перенаправить и купировать заболевание очень быстро. В Сингапуре вообще умерших не было, они быстро справились путем тотального исследования своих граждан. В Китае были ошибки, но в итоге справились достаточно быстро все равно. У нас-то что? У нас еще в декабре Собянин, когда приходил в Мосгордуму, гордился тем, как они оптимизируют медицину. В декабре вирус бушевал в Китае, а Собянин рассказывал, как они сокращают койкоместа. Это самое настоящее преступление, за которое, я думаю, он будет осужден, когда сменится политический режим.