Аналитика


Пытаются ли власти "украсть Пасху"?
Общество | Свердловская область | Центральный ФО | Уральский ФО | В России | Санкт-Петербург | Москва

Эпидемия коронавирусной инфекции COVID-19 затронула уже, пожалуй, все без исключения сферы жизни общества. В том числе с необходимостью ограничить доступ людей столкнулись и храмы. Вирус сорвал немало значимых праздников по всему миру – например Новый год по Восточному календарю в Китае или Новруз в Иране. Теперь и православные христиане встретят Пасху без соборной молитвы. В РПЦ предприняли меры по дезинфекции в церквях и причащению на дому тех, кто находится в группе риска и потому не может посещать общественные места. Тем не менее даже такой подход вызывал негодование части верующих. Некоторые священники призывают тех, у кого есть возможность, всё-таки приходить в храмы, а православные активисты в соцсетях угрожают светским властям едва ли не "религиозной войной". Почему часть верующих игнорирует даже распоряжения церковного руководства и насколько серьёзными могут быть последствия такого раскола – читайте в материале Накануне.RU.

Впервые молебен о спасении от коронавируса прошёл ещё в 28 января в московском храме Николая Святителя в Голутвине, в подворье Китайской автономной православной церкви. После этого были ещё молебны, крестные ходы, полёты старцев над городами и объезд МКАД патриархом. Все эти меры, однако, сдержать эпидемию не смогли, растёт и количество заболевших, и число населённых пунктов, где зарегистрированы случаи COVID-19. В соседней Украине на праздновании Вербного воскресенья коронавирус поразил сразу 90 человек в Киево-Печерской лавре.

В Китае вспышку эпидемии уже удалось погасить, но это было сделано не только молитвами. Китайская Компартия сразу обозначила необходимость научного подхода в борьбе с инфекцией, а с ведением режима ЧС культовые сооружения были закрыты, религиозные церемонии, требовавшие собрания верующих – приостановлены. Причём это было сделано не из-за какой-то особой нелюбви КПК к религии, просто храмы закрыли на том же основании, что и остальные места общественного присутствия. В общем, в КНР сделали ставку не на молитвы, а на карантин и выявление контактов заболевших и победили. В России режима ЧС не введено и церкви повсеместно не закрываются. На дистанционные богослужения переходят в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Однако часть православных активистов обвиняет власти едва ли не в намерении "украсть Пасху".

Стремление прийти в церкви во что бы то ни стало парадоксальным образом поставило верующих в один ряд с либералами – теми "ковид-диссидентами", кто выступает против карантина "лишь бы только не останавливать экономику".

Доцент кафедры философии, социологии и культурологии УрГПУ Андрей Коряковцев считает, что такое совпадение разоблачает поверхностную разницу этих людей и их сущностное мировоззренческое единство.

"И те и другие идейно происходят из одного корня: мифа возвращения, они только разные его варианты. Те и другие ведь выстраивают свои социальные программы по принципу желаемого, а не действительного", – отметил он в беседе с Накануне.RU.

Эксперт напомнил, что миф возвращения сформировался в позднесоветское время как альтернатива тогдашнему порядку, переживавшему кризис. Существовавшее положение дел воспринималось как отклонение от естественного хода мировой истории, с которым надо покончить и вернуться к "истокам, замутненным коммунистической идеей".

"А вот тут уже шли варианты. Для кого-то эти истоки – Россия, "строящая капитализм", а для кого-то – "Русь великая, святая". Тут уж от вкуса зависит. Несмотря на мировоззренческие различия, религиозные фанатики сейчас оказались в одной компании со "свободолюбивыми" либеральными хипстерами, которые так же выступали и выступают против режима самоизоляции", – поясняет Андрей Коряковцев.

Философ обратил внимание на то, что многие религиозные ритуалы крайне негигиеничны, поскольку так выражается существенный для религии дуализм материи и сознания, духа и плоти, причем, приоритет отдается всегда вторым. Иначе и быть не может: все эти ритуалы возникли до возникновения наук вирусологии, микробиологии и т.д. Да, обычно это почти не создает проблем. А вот в разгар эпидемии такие ритуалы становятся смертельно опасными.

В Новое время научные знания проникают в среду клира и наиболее прогрессивные священники понимают необходимость рационального регулирования ритуальных отправлений. Это может породить истеричное неприятие у массы верующих, тем более, на фоне растущих социальных проблем. Нынешняя ситуация, когда часть активистов недовольна даже компромиссной позицией священноначалия, не нова, Андрей Коряковцев привёл классический пример такого конфликта – судьбу Амвросия Каменского, образованного московского священника, который во время чумы в 1771 году пытался ограничить религиозное богослужение. Толпа разъяренных фанатиков его убила.

Религиовед Роман Силантьев напоминает, что есть позиция священноначалия, и опасность эпидемии действительно нельзя преуменьшать. Это научный факт, к которому надо относиться серьёзно. С другой стороны, есть территории, на которых нет заражённых. Ситуация зависит ещё и от местной специфики, от уровня доверия к властям. Неслучайно именно на Среднем Урале, где власти свернули строительство храма в сквере после протестов людей, ограничительные меры из-за коронавируса вызывали новый виток конфликта между областной администрацией и епархией.

"Как я понимаю, в Свердловской области уровень доверия [православных к властям] низок после известной истории в сквере. Во многих регионах таких проблем нет", – поясняет эксперт.

митинг против строительства храма в сквере у Театра драмы, Екатеринбург(2019)|Фото: Накануне.RU

"Люди действительно привыкли приходить в храм и задаются вопросом, почему общественный транспорт, магазины работают при условии соблюдения дистанции, а в храм с соблюдением дистанции ходить нельзя? Да, народ недоволен, для пожилых священников это, пожалуй, первый случай, когда они не могли попасть в храм в даты Страстной седьмицы, Великого поста. Надо ещё до храма добраться, с этого дня это будет в Москве особенно выражено. Надо будет объяснить, куда ты едешь. Иногда это создаёт проблемы для заштатного духовенства – то есть уже для пожилых священников, которые в штат храма не входят. Тут масса моментов деликатных, которые заранее предусмотреть было нельзя, но естественно, радости у людей это не вызывает", – отметил религиовед, напомнив также, что никаких больших волнений сейчас не заметно.

Как передаёт Infox, протодиакон Андрей Кураев считает, что из-за возможного закрытия храмов даже встала проблема переосмысления принципа христианской идентичности, поскольку Христос призывал к таинству ближнего, а в его проповедях нет ничего про церкви и свечи.

Недовольство практикующих православных не сможет спровоцировать политический кризис, но станет ещё одной крупицей в общем недовольстве граждан, так считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

"Если смотреть долю так называемых практикующих православных – всего несколько процентов. Это те, кто соблюдают канонические обряды, в частности участвует в рождественских и пасхальных богослужениях. Поэтому выше доля тех граждан, которые недовольны действиями властей вообще – кто-то лишился работы в малом бизнесе, кто-то не смог посещать заведения, которые привык, кто-то, как сейчас москвичи, недоволен коллапсом в метро из-за пропусков. Здесь доля недовольных будет в разы, а то и на порядки больше, чем доля тех, кого лишили очного участия в пасхальных богослужениях", – сказал он Накануне.RU.

По мнению политолога, такое общее недовольство может проявиться уже осенью.



Павел Мартынов