Банк России провел очередной вебинар для бизнеса с разъяснениями по мерам поддержки в условиях кризиса. На него пригласили представителей различных ассоциаций: "Деловой России", "Опоры России", Торгово-промышленной палаты. Выяснилось, что спустя уже несколько недель после запуска и льготного кредитования, и банковских каникул более половины бизнесменов (52% по данным ТПП) не знают, как говорится, "куда бежать".
Для начала ЦБ отметил несколько позитивных моментов: банки уже одобрили беспроцентных кредитов "на зарплату" на 30 млрд руб., всего подано заявок на 57 млрд руб. Также регулятор намекает на возможное дальнейшее снижение ставки по этим кредитам на период после окончания льготных шести месяцев, поскольку формула процента привязана к ключевой ставке (ключевая ставка минус 2%), а последняя будет в дальнейшем снижаться (это, правда, пока тоже только намёк со стороны Банка России).
Руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута также отметил, что онлайн-сектор экономики радует ростом рабочих мест, даже фиксируется некоторый дефицит кадров.
Замдиректора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Андрей Тараканов тоже порадовался – банки не снижают плановые на этот год объемы выдачи кредитов, несмотря на эпидемию коронавируса.
Необузданные фантазии банкиров
Ну а представители бизнес-ассоциаций больше говорили о наболевшем. Глава общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России" Александр Калинин отметил: "Малый бизнес никогда особо не просил денег на свои нужды. Но сейчас нужно снимать с него кредитную и налоговую нагрузку, решите вопрос с проверками!"
Он рассказал о самой востребованной программе среди объектов МСП – это кредитные каникулы для физических лиц. Нынешний кризис показал, что малые и микропредприятия, не имея возможности кредитоваться в качестве бизнеса, оформляли потребительские займы как граждане.
"Малый бизнес денег не просил, потому что никто и не давал, давайте говорить откровенно. У малого бизнеса зашкаливает количество потребкредитов", – добавляет вице-президент ТПП Елена Дыбова.
Все без исключения представители бизнес-организаций отмечают, что банки стали требовать огромное количество документов. При этом в условиях самоизоляции далеко не все предприниматели имеют возможность взять справку в том или ином ведомстве. "Например, требуют оборотно-сальдовые ведомости за 2018 год. На что они банку, что он с ними будет делать?! Сейчас 2018-й – это как прошлый век, другая реальность уже, – жалуется Дыбова. – Кто отправляет в центр занятости за справками, кто требует выписки по платежам. Можно как-то ограничить фантазии наших банкиров?"
"ИП из разных уголков страны спрашивают: кредитные каникулы предоставляются, если доход снизился на 30%. Но какие документы ИП должен представить, чтобы подтвердить это? Налоговая декларация, например, будет сдана только в следующем году. Как предпринимателю доказывать неверифицированные данные?" – недоумевает Калинин.
Михаил Мамута отметил, что если предприниматель представляет пострадавшую отрасль, то он не должен предоставлять вообще никаких документов, кроме заявления, в котором указывает на свою принадлежность к "пострадавшим". По поводу ограничения требований банков – в ЦБ обещали подумать и в случае необходимости направить в финансово-кредитные учреждения письма с перечнем возможных к требованию документов.
Дыбова подняла еще несколько проблем: по данным ТПП 52% предпринимателей вообще не понимают, как воспользоваться мерами поддержки, предлагаемыми государством. Также их возмущает вольная трактовка законов и распоряжений регулятора некоторыми банками. Вице-президент палаты предложила запретить банкам отказывать в заявке на каникулы или кредит без объяснения причин. Ну и, в конце концов, бизнес возмущает скорость, с которой вводятся программы: от заявления президента до выдачи денег в банке проходит далеко не пара дней.
Убийство по инструкции
Глава "Опоры России" заметил, что есть непопадающие под контроль регуляторов сферы, из-за которых рушатся предприятия. Например, лизинговые компании – они не подчиняются ЦБ. "Есть уже ряд жалоб, когда изымают лизинговое оборудование. Мы спрашиваем у лизингодателей: "А что вы будете делать с этим оборудованием дальше? Вы же просто убиваете бизнес". А они ссылаются на свои инструкции. Должно быть государственное решение, иначе они просто по инструкциям убьют тот бизнес, который они же годами выращивали", – сетует Калинин.
Президент "Деловой России" Павел Титов указал на некоторые банковские ограничения по уже имеющимся кредитам, которые в условиях кризиса начинают работать против заемщика, даже если он еще ничего не просрочил.
"Есть компании, которые не попали в список пострадавших, но все равно они пострадали. При этом их кредитные линии приостанавливаются. Например, оборотные линии, некоторые требуют неснижаемый остаток на счетах. В нынешних условиях остаток, естественно, может снизиться, и это воспринимается банком как нарушение и приводит к пересмотру условий по кредиту. Это может стать системной проблемой", – говорит Титов.
Мамута поддержал предпринимателей в предложении увеличить гособеспечение по кредитам. Сейчас государство в лице ВЭБа берет на себя только 75% рисков, и банки неохотно дают кредиты. В других странах госгарантии составляют не менее 85%, а то и все 100%. Предприниматели просят добиться полного покрытия госгарантиями хотя бы по "нулевым" кредитам.
"Во многих странах действительно выше уровень госгарантий. ЦБ считает, что уровень поручительства надо повышать, это позитивно повлияло бы. Дискуссия в настоящий момент идет. Это, кстати, не так дорого, как кажется", – заметил Мамута.