Аналитика


Свободный электрон на выборах
Политика | Челябинская область | Центральный ФО | Приволжский ФО | Уральский ФО | В России | Пермский край | Москва

Выборное законодательство в России в очередной раз обновляется прямо перед выборами, но нынешние новеллы, кажется, сводят на нет саму идею свободного участия граждан в процедуре.

Под дружное обсуждение поправок в Конституцию, а затем выбор даты голосования и введение новых форм участия граждан, многие из этих самых граждан, похоже, не заметили серьезные изменения в целом выборного законодательства в стране. Нет, те, кто более или менее следит за политической жизнью и интересуется новостями, разумеется, в курсе последних новаций власти, но много ли таких людей в целом в России? Все остальные по-прежнему продолжают обсуждать предстоящий парад Победы, голосование по поправкам в Основной закон, отмену драконовских карантинных мер в Москве (а значит, и в регионах) и прочие радости и реалии нашей жизни.

Между тем, основополагающие для политической жизни страны на долгие и долгие годы процессы сейчас происходят как на федеральном уровне – в связи с разработкой особых механизмов голосования по изменению Конституции, так и в регионах, где заксобрания утверждают принятые Госдумой поправки в базовый закон "Об основных гарантиях избирательных прав…", которые затронут выборы депутатов и должностных лиц различного уровня. Подробности – в материале Накануне.RU.

Что сулят выборные изменения

Можно услышать мнение, что введение электронного голосования вроде как абсолютно выгодно в нынешних условиях действующей власти и своим конечным результатом преследует чуть ли не отмену любых выборов в стране. Подобное отражает какую-то часть нынешнего российского политического полит-устройства, но одновременно, как нам кажется, сильно упрощает картину, сводя схему к "черному - белому" без полутонов. Да, удобно, да, дешево, не надо бегать за каждым избирателем (особенно – за бюджетником!), но присутствуют и высокие риски, так что прямо с сентября никто электронное голосование повсеместно внедрять не намерен. О чем и заявила недавно председатель ЦИК Элла Памфилова – обкатка технологий пойдет постепенно и первый шаг – голосование по Конституции 1 июля. Результаты которого пока, мягко говоря, мало кто с точностью может предсказать, разброс мнений в экспертном сообществе слишком велик. Но уже сегодня, 10 июня, Госдума рассмотрит очередной законопроект о дистанционном голосовании на территории Москвы.

Итак, что российский избиратель имеет к сегодняшнему дню точно и объективно?

"При проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта РФ, местного референдума в случаях и порядке, установленных Центральной избирательной комиссией РФ, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования", – гласит текст принятых изменений в закон. Одновременно заметим, что данные изменения, принятые менее чем за полгода до предстоящих выборов 18 губернаторов и десятков региональных собраний, в общем-то, широко и всесторонне не обсуждались ни с кем. Обсуждались, как мы помним, в это время совсем другие увлекательные инициативы из новоиспеченных новелл Конституции.

Этими же поправками, кстати, предложено изменить (то есть они изменены, – прим.) процедуру сбора подписей избирателей. Коротко о сути: теперь избиратель сам лично обязан проставить в подписной лист свою ФИО, а также дату, ранее это делали сборщики. По мнению ряда независимых наблюдателей, вкупе эти меры приведут лишь к дальнейшему отказу большинства активно настроенных граждан собирать и сдавать подписи (например, за оппозиционных кандидатов), кроме того, велика вероятность допущения обычными гражданами каких-либо ошибок, помарок и прочих казусов, что в итоге может привести к выбраковке подписного листа.

Сейчас новации федерального избирательного закона активно утверждаются в регионах, из самых свежих примеров – решение депутатов Московской городской думы или свердловского ЗакСа о поправках в избирательных кодекс.

Эксперты отмечают, что документ принят в Екатеринбурге пока лишь в первом чтении, из самых главных новшеств – возможность введения наряду с обычными выборными процедурами на Среднем Урале дистанционного электронного голосования, одновременно текст закона ужесточает правила сбора подписей для желающих выдвинуться на выборах "несистемных" кандидатов. Короче говоря, свердловские парламентарии идут прямо в федеральном тренде и еще до Дня единого голосования 13 сентября задались целью перекроить выборное законодательство в угоду очередному модному политическому поветрию…

Наверное, главный и самый животрепещущий вопрос во всей этой красоте со срочным внесением правок в выборное законодательство по-прежнему один: а как, собственно, технически будет организовано и обставлено то самое "дистанционное электронное голосование"?

Видимо, ответ в какой-то степени будет получен уже после 1 июля, когда пройдет обкатка подобных технологий и возможностей при голосовании за поправки в Конституцию, как известно, пока в таком формате будут голосовать два региона страны – Москва и Нижегородская область. Но тенденцию явно намерены расширить, о чем мы сказали выше.

Дистанционно-удаленно

Если чуть-чуть поразмыслить, то в ситуации с "дистанционкой" для власти можно увидеть действительно сплошные плюсы и бонусы. Например, региональным партийным и властным бонзам не нужно заморачиваться ни показателями явки, ни тем более какими-то приличными результатами голосования за нужную партию или нужных кандидатов. Вот результаты электронного голосования, включая результаты плебисцита на дому, у школы и т.д. и т.п. – не согласны – проверяйте, перепроверяйте, идите в суд. Если раньше на выборах хоть какими-то доказательствами нарушений и манипуляций являлись протоколы участковых избирательных комиссий (УИК), то теперь доказательством нечестной игры будет что? Практически анонимная запись от имени реального человека, скажем, на портале "Госуслуги"? А кто, простите, контролирует и в случае нужды корректирует данные на портале, да в конце концов, элементарно вводит на ресурс исходные данные? Вы все еще уверены, что способны в подобной ситуации что-то доказать в суде?

Что говорить о прозрачности и хотя бы минимальной транспарентности системы электронных выборов, если практически из года в год даже голосование на праймериз кандидатов "Единой России" заканчивается скандалами и обвинениями в подтасовках? При этом функционеры самой "ЕР" из года же в год заявляют о "постоянном совершенствовании" системы, что, мол, позволяет исключить возможность злоупотреблений. Тем не менее, в злоупотреблениях партию и её отдельных кандидатов обвиняли и обвиняют, а ведь проведение праймериз – это все-таки, если можно так сказать, "частная лавочка", чего, разумеется, нельзя сказать о выборах пусть даже муниципального уровня.

Кстати, нынче в Челябинской области, Пермском крае и республике Чувашия впервые в экспериментальном режиме кандидатам на выборах в Законодательное собрание будет предоставлена возможность собирать подписи через портал "Госуслуг", результаты этого эксперимента в ЦИК пообещали внимательно изучить и в случае успеха распространить опыт на прочие города и веси.

"Хочу напомнить, что на сегодняшний день ни в одной стране мира не перешли к 100-процентной форме электронного голосования избирателей, – говорит политолог Максим Жаров, – везде оставлены какие-либо альтернативные формы. Если в России сделают шаг к переходу на полный отказ от очного волеизъявления граждан на выборах и референдумах, то это может стать еще одним серьезным ударом по репутации нашей системы, не думаю, что в ближайшее время такой переход возможен даже технически".

Эксперт напоминает, что, во-первых, несмотря на все заверения, во многих регионах попросту нет соответствующей инфраструктуры, во-вторых – остается вопрос легитимности и трактовки полученных в ходе выборов, референдумов и плебисцитов разными участниками данных. Недаром в сентябре электронное голосование пройдет лишь в двух регионах – в Москве и Нижегородской области, хотя заявок на подобную форму волеизъявления изначально было как минимум пять.

В регионах, к слову, также весьма и весьма скептически настроены к очередным поправкам выборного законодательства, которые якобы призваны "улучшить" жизнь избирателей.

"Конечно же, мы с подозрением относимся к инициативам властей с введением электронного голосования, боюсь, это будет какое-то сплошное принуждение зависимых людей, которые станут голосовать, например, со своих рабочих компьютеров. А за спиной в это время будет стоять начальник", – указывает лидер регионального отделения партии "Яблоко" в Челябинской области Ярослав Щербаков.

По мнению активиста, сегодняшние технологии не позволяют в полной мере обеспечить прозрачность всех процедур при электронном формате.

"Поэтому и со сбором подписей, и даже если бы было позволено голосовать в электронном виде на выборах депутатов в Законодательное собрание Челябинской области, мы, конечно же, повременили бы пока. Для нас, "Яблока", более удобны привычные формы голосования и хоть какой-то контроль происходящего на участках", – уточняет собеседник.

Не доверяет, или пока не готов доверять электронной системе голосования на выборах и экс-депутат городской думы Челябинска, член федерального совета партии "За правду!" Дмитрий Довженко. И дело тут, по его словам, не в чьей-либо злой воле.

"Вспомните, сколько раз за последние год-два мы становились свидетелями утечек персональных данных, на этом попадались очень крупные структуры и игроки. Кто может гарантировать конфиденциальность данных избирателей при массовом голосовании? Сейчас – никто, поэтому я скептически отношусь к таким технологиям, хотя понимаю, что мы к этому движемся и будем идти", – уточняет позицию собеседник.

Многие движения сейчас пробуют силы в регионах – с прицелом, разумеется, на участие в парламентских выборах в Госдуму в следующем году, выборах, которые на протяжении истекшего полугодия "переносили" уже как минимум дважды. Первая попытка была, как мы помним, купирована выступлением самого Владимира Путина в Госдуме 10 марта, который, несмотря на готовность думских фракций на объявление "досрочки", настоятельно порекомендовал депутатам не делать этого.

"Ломать Систему"?

И вот, снова появились те же самые разговоры и вбросы прямо перед судьбоносным голосованием по поправкам в Конституцию.

Сразу обозначим – перенос выборов на, например, декабрь, или начало 2021 года, на наш взгляд, совершенно возможен. Это с одной стороны, а с другой – кажется, ни одной активно играющей сегодня группировке вокруг Кремля перенос даты голосования и не нужен. Есть этому четкое и вполне себе выверенное объяснение.

"Устроить выборы в Госдуму в этом году – это и значит "сломать Систему", – фиксирует Максим Жаров. – Потому что для роспуска Госдумы придется:

Политолог отмечает, что сегодня все разговоры о проведении досрочных выборов в Госдуму выгодны только тем силам, которые заинтересованы, как выразился Жаров, "в дальнейшем деструкции Системы". В принципе такая точка зрения выглядит логично, помните, еще большевики в свое время задвигали лозунги по типу "чем хуже, тем лучше!". Для кого-то в элитах этот тезис, видимо, вновь оказался актуален.

Закончим, однако, с того, с чего и начали – на сегодняшний день ни сами контуры будущих границ голосования на выборах гражданами, ни грядущие (или уже одобренные изменения?) в выборном законодательстве пока до конца не ясны. Исподволь идет очередное приспособление избирательной системы под очередные "судьбоносные выборы" – чем и когда завершится этот процесс, однозначно сказать пока невозможно. Кто и за что с точностью может поручиться в стремительно меняющемся цифровом мире?

И куда в итоге российского избирателя заведут эксперименты с "удаленным голосованием"? А пока все-таки ждем 1 июля и затем – 13 сентября, на которых новые технологии и будут опробованы в значимых масштабах.



Денис Лузин