Вице-премьер РФ Татьяна Голикова считает маленьким годовой доход россиян, получающих среднюю по стране зарплату. Об этом она заявила в понедельник в программе "Познер" на "Первом канале".
"Это очень сложная тема, потому что от региона к региону средний уровень заработных плат очень разный. Если мне память не изменяет, 47 с небольшим тысяч рублей - средняя зарплата по России, куда входит и Москва. Если 47 тыс. умножить на 12 [месяцев] - это много? Это мало", - сказала Голикова.
Средний заработок граждан в стране, действительно, по данным Росстата, 47 867 руб. в месяц по итогам 2019 года. В первом квартале 2020 года он вырос до 48 390 рублей, но отражает ли это реальное положение россиян? И если даже такую сумму Голикова считает маленькой, то что же она сказала бы о регионах, без внесения данных по Москве? Интересно, что именно сама Голикова и весь экономический блок кабмина, который она представляет, и создали такую бедственную для людей ситуацию, об этом сказал в беседе с Накануне.RU общественный и политический деятель, депутат Госдумы шестого созыва Вячеслав Тетекин.
– Это признание Голиковой – вовсе не осознание того, что власти что-то делают неправильно. Здесь есть элемент тревоги, страх, еще пока не ощутимый, но они уже понимают, что на них накатывается что-то непривычное, то, чего раньше не было.
Начнем с того, что 47 867 руб. как средняя зарплата – это чушь полная. Банальная "средняя температура по больнице", которая ни о чем не говорит. Тем более в этом году. Одни, олигархи, увеличили состояние на 64 млрд долларов за последние условно полгода, это совершенно безумные деньги, а другие потеряли все доходы. Если среднюю сумму посчитать, то, действительно, может быть, 47 тыс. получается. У нас основная масса людей получает в районе 20-25 тыс., что по нынешним временам совершенно не достаточно.
И если раньше у нас за порогом бедности было 12%-13% населения, что составляет порядка 20 млн человек, то сейчас с тем, как они завернули гайки на экономике во время карантина, эта цифра может увеличиться на 15-20 млн, а то и больше. Доля нищеты возрастет в два раза, приблизится к 30%, то есть будет составлять где-то 40 млн человек. Это люди, которые, по сути, были лишены средств к существованию вообще – категория так называемых самозанятых и людей, которые работают в "теневом секторе", тех, кто вынужден работать без оформления трудовых книжек, без каких-либо договоренностей, они не могут рассчитывать даже на те мизерные пособия, которые получают люди, лишившиеся своей работы в ходе этих "карантинных" мероприятий.
Огромное количество людей, причем это уже не те, кто впали в нищету и свыклись, а люди, которые имели какой-то человеческий, приемлемый достаток. Небольшой – но приемлемый. И вдруг они в одночасье, в течение нескольких месяцев полностью лишаются всего, что у них было. Известно, что у 60% населения вообще нет никаких накоплений. Это люди, которые жили от зарплаты до зарплаты. Сегодня они лишаются этой зарплаты, мелкие предприниматели и самозанятые лишаются работы и доходов, и что эти люди будут думать? Некоторое время еще будут "затягивать пояса", потом окажется, что дырок на поясе больше не хватает, они, очевидно, выйдут на улицы. Вот это Голикову и всех во власти начинает тревожить.
Отсюда смутные разговоры, например, о введении некоего подобия прогрессивного налога. То есть о том, чтобы для определенной категории людей, которые получают 2-3 млн в год и выше, ввести подоходный налог не 13%, а 15%. Конечно, это капля в море.
Наши власти до сих пор были полностью защищены от реальности, жили в другом мире, если какие-то проявления недовольства случались, для этого существовали прокуратура, суды, ОМОН, тюрьмы. Их не особо волновало мнение народа. Но сейчас, они, конечно, не дураки, и понимают, что народ может "взорваться". Они начинают потихонечку волноваться, начинают пробовать принимать какие-то меры, чтобы поправить положение в экономике и хоть какую-то копейку еще кинуть людям. При этом они не особенно стремятся к серьезном пересмотру порядка вещей, а пытаются просто чуть-чуть сгладить вот эти колоссальные социальные диспропорции, которые сейчас каждый день усугубляются.
Однако экономическая ситуация настолько плохая, что этими полумерами или четверть-мерами, которыми они пытаются отделаться, ничего решить уже невозможно.