Аналитика


Олег Смолин: Возможен ли возврат "советских норм" обеспечения педагогов?
Экспертное мнение | В России

Новые предложения, которые должны обеспечить установление зарплаты для преподавателей не ниже средней по региону и стране в целом, обсуждаются в Госдуме. В беседе с Накануне.RU первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин рассказал о законопроекте, который обеспечит возвращение "советских норм для педагогов", как называют этот ряд мер в СМИ сегодня. Но как сказал парламентарий, этот закон не столько "про педагогов", сколько "про детей" – чтобы у них были квалифицированные учителя, которые имели возможность работать над собой и отдавать себя ребенку.

– В законопроекте речь идет не только о "возвращение советских норм", к советским нормам относится в частности отпуск в 56 календарных дней для всех педагогов, а многие другие положения не относятся к "советским нормам", они относятся к указу президента от 7 мая 2012 года, соответственно, к постановлению Государственной думы от 23 июля 2019 года, ну, и к различным другим позициям.

Законопроект предполагает, что базовые ставки, оклады педагогических работников в соответствии с постановлением Государственной думы от 23 июля 2019 года должны быть не менее 70% от средней заработной платы по региону. Сейчас очень во многих регионах базовые ставки-оклады составляют примерно четвертую часть от средней по региону, остальное выплачивается в виде надбавок или за дополнительную работу.

Средние ставки педагогов должны быть выше, чем средняя заработная плата по региону. Понятно, что у учителей разные категории, разный трудовой стаж. Средняя ставка должна быть выше средней по региону – это, в общем, соответствует указу президента 2012 года, беда только в том, что указы стали исполнять не за счет увеличения заработной платы, а за счет соответствующего увеличения нагрузки. Поэтому средний российский учитель работает более чем на полторы ставки, по данным "Общероссийского народного фронта", а каждый второй учитель работает на две и более ставки. Понятно, что при такой ситуации качественного образования быть не может, потому что учителю уже не до детей, ему надо буквально дожить до конца рабочей недели.

Понятно, почему законопроект в народе "окрестили" возвращением к социальным нормам СССР. Когда я начинал свою работу учителем в школе, у меня заработная плата была на уровне средней по стране, правда за 1,5 ставки, но это для начинающего учителя неплохо. Сейчас при бешеных нагрузках в 75 регионах РФ из 85-ти указ президента от мая 2012 года не исполняется. Человек работает больше чем на 1,5 ставки и не получает средней заработной платы по региону. Я уже не говорю – по стране. По данным того же ОНФ, в 53 субъектах Российской Федерации каждый третий учитель получает меньше 15 тыс. руб. Это совершенно не нормально.

В советское время мы ворчали на власть из-за того, что зарплата у учителей была недостаточно высокой, но по сравнению с современными реалиями, если посчитать покупательную способность – она была значительно выше. Я, когда начинал работать, имел 3,5 прожиточных минимума, сейчас подавляющее большинство учителей такой заработной платы не имеет. Естественно, объем бюрократической работы был несопоставимо ниже, чем сейчас. Кстати, в законопроекте есть пара положений, касающихся дебюрократизации, в частности, запрещается запрашивать у педагогов, у школы информацию, которая должна быть на сайтах учебных заведений – если надо, идите на сайт. Соответственно, запрещается требовать с учителей отчетности, за исключением той, которая будет прямо предусмотрена государственными стандартами.

Учитель математики С.Ф. Рубанов во время урока в школе, 1 сентября 1979 года(2019)|Фото: Ч. Мезин/ТАСС

Мы предлагаем в этом законопроекте пока общую норму о том, что педагогическим работникам должны возвращаться досрочные пенсии, причем независимо от должности или специальности, если они работают с детьми. Сейчас, напоминаю, у обычного человека закон о повышении пенсионного возраста отобрал пенсию за пять лет, а у педагога – практически за десять. Объясняю почему – после 25 лет стажа для того, чтобы начать получать досрочную пенсию, педагогу придется ждать еще пять лет. То есть он пять лет теряет, как каждый гражданин, еще пять лет в ожидании досрочной пенсии.

Мы предлагаем ввести надбавки за ученые степени и звания, которые когда-то были, потом их растворили в так называемой новой системе оплаты труда, и они в значительной степени потерялись. Мы предлагаем через закон ввести предложенную президентом надбавку за классное руководство в объеме 5 тыс. руб. Ну, и некоторые другие важные положения.

Общий смысл законопроекта заключается в следующем – в России нарастает кадровый кризис в образовании. Прошлый министр образования Ольга Васильева на Правительственном часе в Думе в ноябре 2018 года говорила, что у нас 1% учительских мест вакантен, а на Парламентских слушаниях 2019 года уже говорила про 11%, а на самом деле гораздо больше, потому что средний учитель работает на полторы ставки. Это ненормально.

Если ситуация не изменится, мы все больше и больше будем фиксировать кадровый дефицит в школах и других образовательных учреждениях.

Если мы хотим нормального качественного образования, нужно поднять статус педагогического работника. Других вариантов просто не существует.