Для многих выпускников, сдававших ЕГЭ по химии в прошлый четверг, экзамен показался слишком сложным, а формулировка даже в тестовой части заданий чересчур запутанной. Пожалуй, произошедшее грозит стать главным скандалом при проведении ЕГЭ в этом году, ведь по итогам появились массовые петиции в сети, которые подписали уже более 55 тыс. человек. Однако Светлана Берсенева, учитель химии и заместитель директора екатеринбургской МБОУ гимназии №5, рассказала Накануне.RU, что экзамен по этому предмету никогда не был легким, а причиной провала школьников являются слабый уровень самоподготовки и аномально жаркая погода в день сдачи.
Как отмечает преподаватель, выбирая химию для сдачи ЕГЭ, дети изначально должны себя настраивать на то, что школьной программы для успеха не хватит. Даже с первой тестовой частью иногда возникают проблемы, а предугадать, что попадется в последующих, крайне тяжело. Именно поэтому в таких случаях необходимо использовать логику.
"Конечно, может попасться такое соединение, которое в школе не изучалось, но здесь нужно по аналогии мыслить. В такой ситуации ребенок может интуитивно дойти до истины. Да, может и испугаться, все бывает, но в этом году все еще усложняется и погодными условиями. Но те, кто выбрали химию, изначально понимали, что школьного курса мало: это либо дополнительные задания, которые они решают самостоятельно, либо репетиторские курсы. Экзамен по химии никогда не был простым в формате ЕГЭ, его всегда было трудно сдавать", – рассказывает Светлана Берсенева.
При этом, на результатах сказывается и общая система подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ. По словам педагога, и года изучения химии будет мало, сейчас же профильные классы занимаются всего четыре часа в неделю, не говоря уже об учениках других направлений, у которых химия всего раз в неделю.
"Один час – это просто обзор темы. 35 часов в году это ни о чем, – заявляет замдиректора гимназии. – Ко всему прочему для сдачи ЕГЭ необходимо иметь хорошее пособие, которое раскрывает разные вариации заданий со всеми "исключениями". Если ты по факту их встретил в книге, то и на экзамене вспомнишь. Но если ты на это не натыкался, задача будет казаться для тебя чем-то диким, и даже если ты размышлял и написал, ты мог не попасть туда, куда следует. В химии таких тонкостей очень много", – говорит она.
"Ты всегда можешь проверить себя: включай демоверсию, никуда не подглядывай и решай. Но, с другой стороны, ты никогда не можешь угадать, какой уровень тебе попадется на экзамене. В этом и заключаются тонкости, поэтому ребенок постоянно должен держать у себя книги высшей школы. Читать, заниматься, углубляться, и если он разбирается в этой системе, то и в стрессовой ситуации все равно где-то зацепится за свои знания. Вспомнит, что видел где-то подобную реакцию и решит задачу логически", – полагает она.
Проблема сдачи ЕГЭ заключается и в самой процедуре, предусматривающей нахождение ребенка один на один с листом бумаги. Как вспоминает Светлана Берсенева, сдавая экзамен человеку, можно было интуитивно – по голосу или жестам понять, где совершил ошибку и в какую сторону нужно двигаться. Сейчас же дети не только столкнулись с новыми формулировками, что как минимум вгоняло в ступор, но и с аномальной жарой, которая просто не позволила сосредоточиться.
Что касается самих заданий, на которые так сетуют выпускники и их родители, то как правило они создаются преподавателями и аспирантами вузов, искренне влюбленными в свою работу. Единственной причиной составления таких сложных задач для ЕГЭ, по мнению Светланы Берсеневой, является желание составителей иметь в стенах вуза студентов с хорошими знаниями, на которые в дальнейшем можно будет наложить более сложный материал. Для них это поиск детей с более острым и непредсказуемым умом.
"Никто почему-то не думает, что этим детям потом идти и в медицинскую академию, по направлению химической технологии, в химфак УрФУ: для всего этого нужны очень крепкие базовые знания и набирать нужно минимум 70 баллов. Задачи, которые идут в последней части, всегда были непростыми", – говорит преподаватель.
Из шести сдающих выпускников Светланы Берсеневой, сразу же после экзамена ей отписались двое, еще одного она встретила на пункте сдачи экзамена по биологии на следующий день. Все утверждали о "земной" тестовой части. С последующими задачами дети справились по-разному: кто-то сумел решить только некоторые, а кто-то – все, и даже успел несколько раз перепроверить. В одном выпускники были согласны: времени на написание экзамена было достаточно.
Рассказы учеников коллег Светланы Берсеневой тоже были самыми разными – они говорят, что на неутешительные результаты могло повлиять дистанционное образование, с которым столкнулись учащиеся в последние два месяца текущего учебного года.
Как говорит педагог, онлайн-формат стал для выпускников как возможностью заниматься подготовкой к экзаменам в тихой и спокойной обстановке, так и еще одной причиной отдохнуть от учебы. При этом, как утверждает она, сама по себе "дистанционка", если подходить к ней добросовестно, ни в коем случае не могла повлиять на снижение результатов ЕГЭ в принципе, поскольку учителя всегда были на связи, а последние два месяца даже в традиционной школьной программе служат лишь для закрепления материала и отработки проблемных частей.
"Даже по опыту своих учеников могу сказать, что были дети, которые на форме дистанционного обучения подтянулись, а если ученик был ленив, то и отдохнул и в этот период, несильно себя нагружал, – заявляет Светлана Берсенева. – Отличники – само собой понятно: они шли вперед и вперед идут, но есть и лентяи. Кто-то задумался о собственных возможностях и сильно подтянул свой уровень, а кто-то находил отговорки и просто понадеялся на удачу. Но я не думаю, что для всех 11-классников это сыграло в минус: все зависело от желания каждого. Все-таки большинство из ребят работало в спокойном ритме, высыпались, что не менее важно. Но в большей степени это не подкосило детей, и результаты ЕГЭ в минус уйти не должны из-за этого".
Напомним, в Рособрнадзоре заявили, что готовы обсуждать результаты ЕГЭ по химии только после того, как станут известны результаты экзамена.