Одной из самых социально-заточенных и мыслящих рок-групп в России является LUMEN. Несмотря на большую популярность, музыканты, пишущие песни с честными и неравнодушными текстами, продолжают жить в столице Башкортостана Уфе. Недавно группа LUMEN выпустила новый альбом "Покажите Солнце". О политике Путина, капитализме, новой волне приватизации, событиях в Хабаровске и, конечно же, о смыслах новых песен читайте в эксклюзивном интервью Рустема Булатова журналисту Накануне.RU.
О новом альбоме "Покажите Солнце"
– Тэм, поздравляю с выходом нового альбома! Обложка носит явный философский подтекст, на ней изображено Солнце за решеткой – это иллюстрация того, что в стране много богатств, но народу от этого мало что достается, при этом властям не зазорно транслировать всюду обладание этими благами, и именно это символизирует флаг?
– Интерпретация неверная. Обложка к альбому – реальная фотография, сделанная, причём, достаточно давно, директором нашей группы Вадимом Базеевым. Мы выбрали её, потому что она в качестве иллюстрации подходит к любой песне из альбома.
– В песне "Хороший царь и знакомая вонь" Егором Летовым словно был представлен образ среднестатистического россиянина, которому нужна сильная рука, при этом он очень рад слиться с толпой. Не напоминает ли вам нынешнее положение поздний СССР?
– Да, тут речь про Советский Союз периода разложения и распада. Летов в сатирической манере говорил о замшелом официозе советской пропаганды и агитации, когда с передовиц газет по радио и телевидению продолжали звучать лозунги о том, что мы строим что-то великое и мощное и что мы самая большая страна на Земле, что нет ничего такого, чего бы советский человек не смог. С одной стороны, все это было правдой, с другой – во все эти лозунги не верили уже ни говорящие, ни слушающие, поэтому в песне Летова настолько мощны ёрнические мотивы. Прошло тридцать лет, а ничего не изменилось.
Большому количеству наших сограждан совсем не нравится то, что происходит в стране, но градус патриотизма на телеканалах, радиостанциях нисколько не падает. Голосование по поправкам в Конституцию продемонстрировало, что наши граждане оказали Владимиру Владимировичу всеобъемлющую поддержку. Я не сомневаюсь в результатах этого голосования и уверен, что большинство людей проголосовали "за", но я сомневаюсь в количестве процентов. Мне кажется, что в реальности данное решение было принято лишь с небольшим перевесом. Но, понимая, что в результате этих изменений у Путина появляется возможность оставаться у руля власти ещё два срока, люди идут и всё равно голосуют за него. Для меня всё это соотносится с песней "Хороший царь и знакомая вонь" на сто процентов.
Россияне поддерживают хорошего царя и сопутствующую этому правлению знакомую вонь. Причём, под вонью я подразумеваю как социальное неблагополучие во многих населённых пунктах нашей страны, где до сих пор не решены вопросы со стихийными свалками и полигонами по переработке твёрдых бытовых отходов, так и враньё и отвратительную пропаганду и агитацию в СМИ, пытающихся запудрить людям мозги и сбить их с толку.
– Пойдём по смыслам нового альбома дальше. Песня "Смерч" для меня – это крик маленького человека, внутри которого столько переживаний, что они переворачивают его наизнанку и рушат внутренний мир совсем, как смерч уничтожает здания. Нормальным и милым он не может быть, потому что ему хочется бунтовать, но он по определенным причинам не может этого делать: ипотека, кредиты и так далее. Разгадал образы?
– Я не хочу интерпретировать наши песни, чтобы слушатели могли находить в них своё личное без оглядки на мой опыт. Песня "Смерч" – рассказ о взаимоотношениях двух людей, один из которых, не разобравшись с какими-то собственными или внешними проблемами, разрушает отношения или пытается разрушить.
О жизни как ток-шоу и толерантности
– Давайте двинемся дальше. Композиция "Не сейчас!" обличает все эти по сути бессмысленные ток-шоу на федеральных каналах, например, Владимира Соловьёва, Андрея Малахова и прочих…
– Это если брать текст песни в прямом значении.
– А если в переносном значении, то имеется в виду, что каждый из людей друг друга не слышит и вся наша жизнь это сплошное ток-шоу?
– Да, именно так. Иногда случается так, что знакомые люди не могут ни о чём договориться, потому что каждый высказывает только собственную точку зрения и не слышит другого. Это превращает жизнь в каждодневное ток-шоу, где все только орут и всем насрать на мнение другого.
Второй куплет про то, что толерантность – это замечательно, но в последнее время у этого явления уже совсем размылись границы и потерялись берега, а мне бы очень хотелось, чтобы под толерантностью понималось не что-то аморфное, а что-то конкретное. "…Не надо превращать "толерантность" в болото, где под защитой будет гнить неведомо что…" Нам насрать на чьё-то мнение, если мы начнём высказываться по каким-либо вопросам, а нас обвинят в том, что мы не толерантны.
Третья часть песни о том, что, наверное, со временем отношение к каким-либо вопросам обязательно изменится, но это точно будет не сейчас.
– Продолжая разговор о пропаганде на телевидении, нельзя не вспомнить о телеведущем Владимире Соловьёве, который назвал наш Екатеринбург городом бесов. У Lumen есть песня "TV No more", как раз-таки критикующая пропаганду и российское телевидение. Какие высказывания Соловьёва у вас вызывали самую сильную злость?
– Лет 20 тому назад Соловьёв с Александром Гордоном вёл передачу на замечательной радиостанции "Серебряный дождь". Ведущие могли тебе нахамить, заткнуть и послать только за то, что им не понравилось твоё мнение. В эфире часто звучала фраза: "Да что ты вообще понимаешь в этом вопросе? Пошёл вон!". В итоге слушатель уже не мог ничего возразить и противопоставить. С той поры мне неинтересно за ними следить.
О самом сложном бое
– На пластинке есть совместное исполнение песни "В бой" группы ДДТ вместе с Юрием Шевчуком. Какие бои в своей жизни вы считаете самыми сложными?
– (Задумывается). Не знаю. Это сложный вопрос. Мне сложнее всего всё-таки даётся бой с самим собой. Вокруг происходит много всего, что так и подмывает заставить отступить, сложить руки, произвести ревизию ценностей, пересмотреть взгляды, а мне кажется, что, если это произойдёт, то я предам собственные идеалы.
Жизнь, например, всё время заставляет размышлять о том, что наши песни ничего не меняют. И если мы замолчим, то ничего принципиально не изменится. Вдобавок ко всему некоторые слушатели говорят нам: "Ребята, сколько можно о политике? Пойте про любовь. Говорите о прекрасном, добром и вечном, что вас окружает". Приходится бороться с этими мыслями, чтобы продолжать. И я бы не сказал, что это какой-то очень тяжелый бой, но он очень сильно затянулся. Года с 2009-го.
– Почему именно с 2009 года?
– Потому что тогда у меня появились первые разочарования. Я заметил, что люди, которые, вроде бы, разделяют наше отношение ко всему происходящему, не понимают, что с этим делать дальше в реальности. В итоге получается замечательный громоотвод: человек послушал песню и выпустил пар, особенно если это произошло на концерте, а потом снова ныряет в мир, где всё не так и всё наоборот, и уже не пытается его менять…
О войне, ветеранах и особом отношении к ним
– Песня "Двести" посвящена, я так понимаю, войне на Украине, так как упомянута "Русская весна". Тут фигурирует фраза о нищих ветеранах. На ваш взгляд, что должно делать государство для ветеранов? И на какой процент это делается сейчас?
– Эта песня не о Донбассе. Лично я фразу "груз 200" впервые услышал во время афганского конфликта. "Груз 200" – это условное обозначение погибших воинов, которых транспортировали на Родину авиацией, возвращали домой и хоронили в вырытых весной могилах, то есть это и есть их русская весна.
Когда человек выбирает делом жизни защиту своей страны, это не значит, что он агрессор или убийца. Войны разжигают не военные, а политики. Когда государство от имени общества говорит солдату: "Иди туда и сделай то", солдаты идут и делают это. Без вопросов о том, кто прав или виноват, на правильной или не на правильной мы стороне с этической точки зрения. Они всегда готовы пожертвовать собой и ввязаться в реальный, а не в абстрактный бой. А возвращаются искалеченными, оставив на полях сражения свои души.
И да, мы все им должны. Кто сегодня вспоминает войны в Афганистане или в Чечне? Прошедшие через эти войны солдаты пользуются в нашем обществе каким-либо особенным уважением или дополнительным почётом? И неважно, какие задачи они выполняли на войне, важно, чтобы в обществе к ним было особое отношение, и это отношение нужно воспитывать.
При всём при этом мы остаёмся пацифистами. Нельзя быть, конечно, совсем наивными и полагать, что Россия, да и мир в целом, может существовать без армии. Однако каждому разжигателю войны, каждому, кто говорит, что надо пойти и кого-нибудь разбомбить, мы готовы задать один и тот же вопрос: "Скажи, зачем тебе война?"
О политике Путина, поправках в Конституцию и советском наследии
– В песне "Весна" есть такие строчки: "Сучки сопротивления ножовкой давно пройдены, а если не успеешь в срок, то сроки обнули". Как думаете, обнуление сроков Путина в перспективе к каким политическим процессам может привести?
– Государственные СМИ говорят, что в 90-е годы прошлого века был бардак, а потом пришел Путин и началось благоденствие. Но на самом деле, 90-е годы продолжаются.
В стране продолжается приватизация. Прямо здесь и прямо сейчас. И вся эта история с Госсоветом и его расширенными полномочиями нужна для того, чтобы закрепить результаты несправедливой приватизации. Когда выигравшие в приватизации люди станут сенаторами или членами Госсовета, произойдет окончательное сращивание капитала и власти. Два срока Путину надо для того, чтобы этот вопрос зацементировать. Для того чтобы разделить неразделенное и обеспечить безопасность всем выгодоприобретателям произошедшего разграбления советского наследия.
В стране строится самый лютый и самый зверский капитализм. Скоро всем станет понятно, что такое звериный оскал капитализма, которым так сильно и так долго пугала советская пропаганда. Но эти лютые зубы капитализма, по всей видимости, нужно почувствовать на собственной шкуре для того, чтобы что-то понять...
Ну, вперёд тогда и с песней! Мы все это увидим и все это почувствуем.
– В смыслах нового альбома есть доля социальной ультимативности: "Покажите Солнце в мире самообмана или мы покажем вам нашу тьму". Это обращение к власти, при которой широкие массы живут всё хуже? На ваш взгляд, насколько возможна революция?
– Это не ультиматум, а констатация диалектической неизбежности, потому что есть причинно-следственные связи. Не угрозы, а описание того, что может случиться.
– А что может случиться?
– Русский бунт. Бессмысленный и беспощадный.
О репетициях, концертах и карантине
– В заключение – несколько вопросов о том, как сейчас живётся музыкантам. Депутаты Госдумы предлагают ввести так называемые часы дневной тишины, с 13 до 15 часов в будни. В это время будет нельзя шуметь в квартирах и предусмотрены штрафы. Вы, например, музыкант и вам нужно репетировать. Такие меры правильны?
– Часы тишины – это вещь необходимая. Потому что любое нормальное общество должно защищать интересы стариков, детей и беременных женщин. Часы тишины – это как раз мера по защите детей. А вот от того, что приходится эту норму защищать штрафами, мне грустно. Я очень надеялся, что в нашей стране люди могут понять это безо всяких штрафов.
– Правильно ли разрешать крестные ходы, голосование по поправкам в Конституцию и при этом не разрешать концерты, оставляя залы закрытыми, когда, по сути, музыканты терпят колоссальные убытки?
– Ничего. Выкарабкаемся. А голосования и прочие массовые мероприятия пускай остаются на совести организаторов. Больницы до сих пор переполнены, а люди продолжают умирать, поэтому надо соблюдать все меры, включая перчаточно-масочный режим. Разумеется, культурно-массовые мероприятия пока не нужно проводить.