В России приступают к созданию органа власти, прописанного в Конституции, хотя и не нового во властной вертикали.
В президиум будущего Госсовета необходимо включить генерального прокурора и главу Счетной палаты, об этом заявил на уходящей неделе председатель комитета по госстроительству и законодательству Госдумы Павел Крашенинников. При этом закон о Госсовете будет принят депутатами уже в осеннюю сессию 2020 года, надеется парламентарий.
В ситуации попробовало разобраться Накануне.RU.
Орган с неясными органами
Одновременно со схожими и не очень идеями о будущем Госсовете выступил и лидер ЛДПР Владимир Жириновский, пошедший, как обычно это с ним бывает, гораздо дальше своего коллеги из "Единой России". Жириновский с ходу призвал наделить Госсовет "сверхполномочиями", причем как во внутренней, так и во внешней политике. Как считает Владимир Вольфович, члены Госсовета будут принимать, цитируем, "геополитические, стратегические, в отдельных случаях кардинальные решения, останавливать тех, кто думает "узкопартийно, узкоперсонально, узковедомственно".
Лидер ЛДПР, правда, не пояснил, какова в таком случае будет роль собственно президента (по Конституции определяет внешнюю политику, сюда же относятся и его функции как Верховного Главнокомандующего) или, скажем, того же МИДа? Если определяют направления и стратегию на внешнем контуре члены Госсовета, то зачем ко всему прочему еще нужны и президент, и министр Лавров? И это при том, что, как хорошо известно Владимиру Жириновскому, в России "сверхполномочия" давно и прочно находятся в руках одного человека и фамилию этого человека также все хорошо знают.
В общем, предложения и пожелания, прозвучавшие из уст и Крашенинникова, и Жириновского, на сегодняшний день напоминают улыбку Чеширского кота.
Помните искреннее изумление Алисы из прекрасного советского мультика? "Видела я котов без улыбки. Но улыбку без кота?!" – недоумевала девочка. Примерно так обстоит дело и с Госсоветом.
Ведь по-прежнему никто не знает – а что это будет за орган такой, Госсовет, кто в него войдет и каковы будут реальные полномочия вновь создаваемой структуры?
"Я поГоссоветую"
Как ни странно, прописанный в новой редакции Конституции орган – Госсовет – явление в российской политической жизни отнюдь не новое и прекрасно существовал и существует поныне. Указ о Госсовете подписал в сентябре 2000 года… Владимир Путин, с тех пор формат Госсовета не раз менялся, так же, как и состав его членов, были времена, когда о нем практически забывали, были и иные эпохи, когда его значимость вдруг резко возрастала.
Скажем, лет пять назад, чуть больше даже, всерьез рассматривался фактор работы на посту руководителя президиума Госсовета для региональных начальников (губернаторов и глав) как некий старт для начала федеральной карьеры.
Так или иначе, иногда через Госсовет региональным лидерам удавалось "протащить" действительно важные и значимые инициативы. Продвижение которых в Госдуме или в Совете Федерации по каким-то причинам "пробуксовывало" и стопорилось (не будем сейчас о лоббизме, но факт остается фактом).
Из последних примеров подобного рода на ум приходит, например, инициатива на тот момент челябинского губернатора Бориса Дубровского о реализации срочных экологических мер для ряда российских городов. Через Госсовет был принят специальный закон, далее разработаны экологические стандарты в сфере снижения выбросов промышленных предприятий. И ресурс такого органа как Госсовет, на котором председательствует президент, был задействован и использован по полной программе.
Дало ли это быстрый эффект Челябинску, Магнитогорску, Красноярску и так далее по списку самых загрязненных по атмосфере российских городов? Наверное, слово "быстрый" здесь в принципе мало применимо, но то, что, скажем, жители сибирского города почти год не выступают активно против собственников алюминиевых и других вредных производств – факт. Снизился в какой-то степени и накал страстей в южноуральских городах, то есть в принципе избрана верная стратегия – постановка проблемы (задачи), пути её решения плюс подключение президента.
Может быть, об этой "чрезвычайщине" и "сверхполномочиях" и говорит Жириновский?
Иллюзия присутствия
Разумеется, в ключевых вопросах о статусе будущего органа власти и его конкретных полномочиях на сегодняшний день нет даже минимальной ясности. Ясно только одно: формировать Госсовет будет президент страны, на данный момент (до 2024 года по сроку каденции) это Владимир Путин.
Естественно, есть варианты и их очень и очень много, угадываниваем будущих рамок Госсовета заняты сегодня многие эксперты и политологи. Процесс может быть ускорен (закон примут в осеннюю сессию, как намекает Крашенинников), так и заторможен, а то и вовсе свернут, в зависимости от обстоятельств…
Политолог Максим Жаров связывает некоторое оживление дискуссии о создании Госсовета с "лавинообразным нарастанием кризисных явлений в политсистеме". Включая, например, неясность со вторыми турами для представителей Кремля в ходе предстоящего уже 13 сентября голосования. Снова цитируем: "Возможностей и дальше "продавать" Путину в отчетах "все хорошо, прекрасная маркиза" почти не осталось".
Отсюда идеи по Госсовету как о панацее от полной разбалансировки всего политического контура.
Важное обстоятельство, на которое указывает Жаров – по словам того же Крашенинникова выходит, что проекты законов о Госсовете не готовы даже вчерне. И значит, добавим от себя, если понадобится, страна увидит очередной сериал с ударной гонкой законопроектов, как это было в случае поправок в Конституцию.
Авторы "Незыгаря" утверждают, что президент в идее Госсовета "сейчас и здесь" видит некондиционный товар, поэтому торопиться не намерен.
Политолог Илья Гращенков считает, что "борьба за Госсовет – это возвращение темы трансфера власти в актуальную политическую повестку". По мнению политолога, сейчас известно лишь то, что формировать Госсовет будет президент, а вот ключевой вопрос – полномочия органа власти – пока оставим без ответа.
"Кремлевский Безбашенник" замечает, что де-факто усиление роли Госсовета приведет к усилению контроля Администрации президента над Правительством. (Как будто такой контроль отсутствует сейчас?! – Накануне.RU).
Ну и дабы достойно завершить эту подборку различных прогнозов, приведем еще и распространенное в ряде телеграм-каналов мнение, что, мол, Госсовет необходим в процессе интеграции России и Белоруссии в ближайшем будущем. Подобную постановку вопроса, заметим, вообще как-то не тянет комментировать – повторимся, фактически Госсовет существует последние два десятка лет и никакой особой интеграции двух союзных государств вроде не способствовал. Почему это должно произойти в нынешних условиях?
К слову, заметим всем сегодня дружно кричащим о необходимой и срочной поддержке белорусского президента Александра Лукашенко в связи с протестами и с намечающимся якобы вмешательством в дела союзного нам государства извне… Просто медицинский факт: в новой версии Конституции РФ, одобренной только-только, не только нет пункта о Союзном государстве – это образование, де-юре существующее с конца 90-х годов прошлого века, вообще ни разу не упомянуто в Основном законе России.
А теперь кто-нибудь ясно и четко может ответить – есть у нас между Белоруссией и Россией союзное государство?
Наверное, на сегодняшний день все-таки невозможно определенно сказать, что и каким образом хотят "вылепить" идеологи и администраторы из идеи Госсовета. Скорее всего, сама эта идея так или иначе будет вписана в сценарий "транзита власти" и будет оформляться в зависимости от конкретных обстоятельств на тот момент в текущей политической жизни.
Многие эксперты и политологи признают, что в России в принципе внимательно изучают схему ухода с поста президента Нурсултана Назарбаева в Казахстане и не сказать, что сам первый президент соседней республики, а тем более некоторые из его окружения сейчас сильно довольны сделанным. На это мы уже обращали внимание.
Отсюда вполне себе объяснимы зондирование и прощупывание почвы такими опытными политическими флюгерами, как Павел Крашенинников и Владимир Жириновский. Есть ли за их заявлениями что-то реальное или это именно что "вбросы", нацеленные на измерение настроений в элитах и околоэлитных кругах?
Мы ранее отмечали некоторых "интересантов" и некоторых "пассажиров" эпохи "транзита власти" в России, повторяться не будем.
Заметим лишь одно – по-прежнему игроки и игры во властной конструкции России во многом завязаны и заточены на внешнеполитические факторы, а исход борьбы за кресло хозяина Белого дома в США, скажем, до сих пор неясен и не определен. Может быть поэтому и осторожно прогнозируется принятие закона о Госсовете нынешней осенью?
СПРАВОЧНО:
Ст. 83 Конституции России:
Е) Формирует (речь идет о президенте и его полномочиях, – прим.) Государственный совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного совета определяется федеральным законом.