Уход премьер-министра Абэ Синдзо с поста премьер-министра стал знаком заката политической стабильности в Стране Восходящего Солнца. В начале этой недели Абэ превзошел своего двоюродного дядю Эйсаку Сато (занимавшего этот пост с 1964 по 1972 гг.) по длительности пребывания на посту главы правительства. По этому показателю он занимает второе место среди лидеров G7 после Ангелы Меркель. Ушедший премьер был активным сторонником восстановления у Японии полноценной армии, которой страна лишилась после Второй мировой войны. Также он последовательно отстаивал идею возвращения островов Южной Курильской рады. С чем оставляет страну Абэ Синдзо и чего стоит ожидать соседям Японии — читайте в материале Накануне.RU.
Издание The Japan Times отмечает, что абэномика разочаровала японцев тем, что структурными реформами не удалось добиться роста ВВП. Не получается преодолеть и демографические проблемы, связанные со старением населения. К тому же мощный удар по народному хозяйству Японии нанесла пандемия коронавируса. Сокращение экономики с апреля по июнь составило 27,8%.
Как рассказал Накануне.RU исследователь стран Азии из Токийского университета Василий Лебедев, общее чрезвычайное положение в стране, к счастью, больше не вводят, но некоторые префектуры вводят ЧП по своему усмотрению. Подобное недавно было на Окинаве, да и в Токио это случается, и возникают вопросы — что делать дальше и как быть, поскольку экономика страдает.
"В первую очередь страдает не производственный сектор, хотя и он тоже, а малый и средний бизнес — лавочки, рестораны. В Японии есть несколько праздников, которые сгруппированы в одну неделю, в три дня. Недавно, с 13 по 16-е августа проходил праздный период, который называется "обон" , когда японцы возвращаются в родные префектуры к родителям, либо едут куда-то путешествовать. Японское правительство готовилось к этому, они даже ввели специальную кампанию, чтобы поддержать мелкий бизнес. Раздавали скидки, купоны, но ударила вторая волна и объявили, что на Токио это распространяться не будет, да и вообще призвали живущих в Японии никуда не уезжать. В итоге большинство народа так никуда и не уехало, а большое количество бизнесов не смогло получить ожидаемую прибыль", – так охарактеризовал эксперт сложившуюся ситуацию.
Правящей партии нужно передать власть пока есть возможность. Японские СМИ называют преемником соратника Абэ по правоцентристской, правой ЛДП Исиба Сигэру. Он также является значимым политиком и уже занимал множество должностей.
The Japan Times в числе достижений правительства Абэ называет сохранение экономических связей с Соединёнными Штатами даже на фоне изоляционистской политики Дональда Трампа, похоронившего планы по созданию Транс-Тихоокеанского партнёрства. Параллельно зондировалась почва для отмены 9-й статьи Конституции, запрещавшей Японии иметь армию. Но даже без формального разрешения Силы самообороны Японии стали обзаводиться оружием, которое всё сложнее назвать сугубо оборонительным, например, появляются истребители пятого поколения и вертолётоносцы. А японские генералы, говоря об угрозе ракетной программы КНДР, заявляют, что хорошим способом защиты могло бы быть уничтожение северокорейских ракет на стартовых площадках, а значит, и Японии неплохо было бы принять на вооружение свои ракеты. На этом фоне оборонный бюджет страны ставил всё новые и новые рекорды.
Абэ при этом провозгласил курс по укреплению стратегического доверия с Россией. Начались проекты по совместному освоению Курил, Япония стала помогать в программах создания "умных городов", а товары из Страны Восходящего Солнца появились в продаже в отделениях "Почты России". Однако такие шаги в России вывали опасения "тихой оккупации", дошедшие даже до митингов, а в Японии – недовольство тем, что дело передачи островов продвигается слишком медленно.
По мнению Василия Лебедева, в ближайшей перспективе японская политика в отношении России вряд ли будет чем-то отличаться от политики Абэ.
"Политика ЛДП довольно прагматична. Они используют жупел национализма, но понимают, что просто так Россия ничего не отдаст, и придерживаются подхода, что вода камень точит", – говорит он.
По его словам, японское правительство всё-таки ещё не готово к отмене статьи Конституции, запрещающей Японии иметь армию, а пытаться бодаться с Россией можно только имея реальные вооружённые силы, а не то, что у японцев есть сейчас.
"У японской элиты отношение к России сдержанное. Россия воспринимается как далёкая страна, как бывший СССР. Большинство общества про Россию ничего не знает, а в политических кругах отношение полу-нейтральное, полу-враждебное. В первую очередь припоминают объявление войны Советским Союзом, которое воспринимается ими как нарушение пакта о нейтралитете, подписанного, если не ошибаюсь, в апреле 1941 г.", – напоминает исследователь.
Однако помимо спора с Россией, у Японии есть ещё конфликты с Южной Кореей — из-за островов Такэсима/Токто и c Китаем из-за островов Сэнкаку/Дяоюйдао. Принимая во внимание и то, что у Китая большой конфликт с США из-за Южно-Китайского моря, не исключено, что если после выборов в США победит Трамп, то японцев тоже попросят вмешаться и подсобить, чтобы оказать большее давление на Китай. Но на первых порах вряд ли будет сильное изменение в японской политике.
С определённой надеждой японские СМИ встретили новость о разработке в России вакцины от коронавируса. Кто-то относится к этой информации со скепсисом, но другие считают, что она может помочь и ждут подтверждений эффективности. Поэтому сейчас ссориться с Москвой в Японии не будут.
А вот в перспективе всё продолжится и в лексикон может вернуться требование "возвращения северных территорий", которые в Токио считают даже не Курилами, а "островами, прилегающими к Хоккайдо". Требования останутся такими же непреклонными: все четыре острова сразу и после этого – мирный договор.
"Ещё нужно не забывать, что Япония связана по рукам и ногам соглашением с Соединёнными Штатами, по которому американская военщина может размещать свои базы по уведомлению, причём японское правительство отказать им в этом не может. В России это, к счастью, прекрасно понимают", – подчеркнул Василий Лебедев.