Аналитика


Бездорожье ударило автопробегом по ямальскому губернатору
Политика | Ямало-Ненецкий АО | Уральский ФО

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов завершил свою вторую поездку по муниципалитетам от Ноябрьска до Салехарда и по ее итогам уволил главу дорожного департамента Максима Першикова.

Большую часть пути глава арктического региона вновь провел за рулем отечественной LADA XRAY и только на последнем участке – строящейся дороге Надым-Салехард – пересел на автомобиль УАЗ "Патриот". В общей сложности за рулем губернатор провел около 30 часов.

Годом ранее он совершил похожее путешествие, только уже за восемь дней, на белом автомобиле LADA XRAY, который позже был подарен многодетной семье. Это стало первым обещанием, которое глава региона исполнил по итогам своей поездки, и по всей видимости, самым легкоосуществимым. Но главным и основным было все-таки – построить дорогу от Салехард-Надым протяженностью 1 тыс. км с прилегающими участками за четыре года, заодно должны ремонтироваться объекты социальной инфраструктуры на этом маршруте.

Удается ли самому молодому губернатору страны ударять автопробегами по бездорожью и другим проблемам или пока бездорожье ударяет по самим ямальским управленцам? В этом попыталось разобраться Накануне.RU.

Какие обещания были исполнены спустя год

Одно из обещаний, данных главой региона год назад, было сделано на встрече с жителями города Губкинский. Речь идет о школе №5, которая являлась одним из самых известных долгостроев в Губкинском. Завершения строительства горожане ждали около девяти лет. Реконструкция старого корпуса и строительство нового должны были закончиться в 2014 г., однако стройка была заморожена. Подрядчик вернулся к работам только в 2018 г. В 2019-м на встрече с губкинцами Артюхов обещал, что в 2020 г. все работы в школе будут завершены и уже через год вернулся в город, чтобы принять участие в торжественной церемонии открытия школы.

Учиться в ней будут 800 детей – все в первую смену. При этом здание школы приспособлено для детей с инвалидностью.

Дмитрий Артюхов, школа в Губкинском(2020)|Фото: yanao.ru

В Надыме в этом году состоялось открытие спортивно-оздоровительного комплекса "Арктика", его также анонсировал глава региона во время встречи с горожанами год назад. Местные жители смогут заниматься здесь спортивной борьбой, плаванием, настольным теннисом, волейболом, баскетболом, мини-футболом. Кроме того, в этом году завершится обещанный масштабный капитальный ремонт в школе №2. Его окончание было намечено на 2022 г., но строители взяли на себя обязательства завершить работы в декабре 2020 г. На ремонт школы направлено более 251 млн руб. из средств окружного бюджета.

Главная задача, которую ставил перед собой Артюхов, садясь за руль годом ранее – "прочувствовать каждую кочку". Потому неудивительно, что было много обещаний, касающихся дорожной инфраструктуры. К объектам, которые будут открыты для жителей региона уже в этом году, относится мост через реку Пур. Это ключевой инфраструктурный объект для восточной части округа, который обеспечит транспортную доступность Пуровского, Тазовского и Красноселькупского районов с основной сетью региональных дорог. С вводом нового моста будет решен вопрос непрерывного транспортного сообщения.

Дмитрий Артюхов, мост через реку Пур(2020)|Фото: yanao.ru

По информации пресс-службы департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямала, с начала строительства моста (с декабря 2018 г.), работы не останавливались ни на минуту. Мостовики установили 11 опор, завершили сооружение пролетов между ними – это более 5600 тонн металлоконструкций. До середины сентября строители планируют завершить все работы по устройству мостового полотна, монтажу дорожных знаков, барьерного ограждения и нанести разметку. Одновременно ведутся работы по строительству зданий транспортной безопасности и весогабаритного контроля транспортных средств.

Длина нового моста составляет 1023 метра, с подходами и насыпью – почти 1700 метров. Работы по его возведению ведутся с опережением графика, и уже в конце года он будет введен в эксплуатацию. Жители округа приняли решение дать мосту имя Пуровский.

В свою вторую поездку Дмитрий Артюхов побывал на этом мосту и оценил ход работ.

"Качество работ высокое. Это будет долговечный объект, который прослужит многие десятилетия", – сказал Дмитрий Артюхов во время своего второго авто-турне.

Дмитрий Артюхов, дорога Салехард-Надым(2020)|Фото: yanao.ru

Отнесем к исполняемым пока обещаниям и проект строительства автодороги Надым – Салехард. Он включает в себя шесть участков, общая протяженность которых – 344 км (если не считать прилегающие участки). Четыре из них уже введены в эксплуатацию – это 219 км, 149 из которых в асфальтобетонном покрытии, а 70 – в щебеночном. На сегодняшний день "Нова" и "Реском-Тюмень" ведут работы одновременно на двух участках. Дорожники наращивают темпы строительства, чтобы к концу года открыть круглогодичное движение по трассе. До конца года осталось завершить работы на 30 км дорожного покрытия из щебня. Накануне завершилось возведение последнего моста через реку Харвота, всего их на трассе – 58.

Дмитрий Артюхов "опробовал дорогу" во время второй поездки. Для этого, впрочем, ему пришлось сменить автомобиль.

"Проезд по дороге Салехард-Надым есть. Хоть это был и УАЗик, но мы проехали очень быстро – за три часа от базы, где у нас находятся строители. Это означает, что, как мы и обещали, к концу года будет открыт сквозной проезд. Он не будет весь капитальный, будут участки в щебне, но все равно это постоянный, круглогодичный проезд, который принципиально поменяет качество жизни в западной части Ямала", – написал губернатор в социальных сетях.

Дмитрий Артюхов, дорога Салехард-Надым(2020)|Фото: yanao.ru

Всего по поручению главы региона в текущем году ремонт и строительство ведется на 400 км дорог. До конца года планируется завершить работы на 70 км муниципальных и более 230 км региональных дорог.

По данным окружного департамента дорожного хозяйства, на трассе "подъезд к Ноябрьску" и на участке автодороги от границы Ямала до Губкинского дорожники завершат ремонт, в том числе капитальный, на протяженности более 37 км.

Также в октябре этого года планируется запустить движение по новому участку автодороги "объезд Надыма", которая позволит сократить расстояние от Нового Уренгоя до Надыма на 10 км.

Обещал, да прообещался?

В Ноябрьске неожиданно сместились сроки начала строительства городской поликлиники на 1400 посещений. В 2019 г. глава Ямала сообщил, что проектирование подходит к концу и что уже со следующего (то есть 2020) года подрядчик приступит к работам. В этом году глава региона вновь пообещал начать строительство со следующего года, подчеркнув, что проектирование завершено.

Помимо объектов, которые уже точно будут сданы в этом году, есть и те, возведение которых только начнется, либо завершится в ближайшие годы. Стартовали поиски подрядчика, который проведет изыскательские работы и подготовит проект по реконструкции аэропорта в Надыме. Работы по проектированию аэропорта должны быть выполнены в течение 2020-2021 гг. Их выполнение предусмотрено в четыре этапа.

А вот реконструкция аэропорта Нового Уренгоя откладывается на год. Уже получены положительные заключения Главгосэкспертизы на новое здание аэропорта и взлетно-посадочную полосу, но инвестор попросил отсрочку из-за пандемии и кризиса перевозок.

Сорван ремонт автодороги между Новым Уренгоем и Коротчаево. Начало реконструкции участка откладывается на май 2021 г.

Информации о том, в какой стадии находятся планы властей по строительству в Надыме железнодорожного вокзала, пока нет.

визит Дмитрия Артюхова в Пуровский район(2019)|Фото: yanao.ru

В железнодорожном вокзале нуждаются и жители поселка Пурпе. Сейчас они вынуждены пользоваться приспособленным ангаром бывшего торгового центра, построенным здесь еще в конце 1980-х. Вокзал востребован: в 2015 г. в среднем за сутки со станции отправлялось 318 пассажиров, в 2019 г. этот показатель вырос уже до 638. Во время первой поездки Дмитрий Артюхов осмотрел долгострой и пообещал начать строительство в 2020 г. Информация о возобновлении работ появилась за три дня до новой поездки губернатора. Депутат окружного законодательного собрания Виктор Казарин написал в Instagram, что начало строительства запланировано на 2021 г., заверив жителей в контроле над ситуацией.

"Уже заключен контракт, впереди разработка проекта, заключение экспертизы и – долгожданная стройка", – написал Казарин. Однако губернатор остался недоволен – он заявил, что строительство слишком затянулось, и что ему было стыдно проезжать мимо вокзала.

"Никаких заметных действий там не происходит", – прокомментировал Артюхов.

Сроки строительства затянулись из-за длительных переговоров с РЖД и проведения экспертизы. Чтобы выполнить обещание перед жителями Пурпе, Артюхов взял под личный контроль строительство и запуск объекта.

Дмитрий Артюхов, турне по Ямалу(2020)|Фото: yanao.ru

Много работ остается по приведению в порядок автодорог региона: на участках "граница ЯНАО – Губкинский", "подъезд к Ноябрьску" и Пуровск – Коротчаево, Надым – Пангоды, "подъезд к Аксарке", Пурпе – Пуровск работы начнутся в этом году и продолжатся в следующем. От Пурпе до Пуровска заменят дорожное покрытие на 12,5 км. На отрезке между Пуровском и Коротчаево закончат капремонт двухкилометрового участка, начнется реконструкция в районе Пуровского ЗПК, там появится путепровод, работы завершатся в следующем году. Кроме того, дорожники приступили к работам на самом плохом участке протяженностью 26 км (в районе Сывдырма), подрядчик планирует закончить уже в следующем году.

И хотя сами ямальские власти зачастую позитивно отзываются о старте "дорожной революции" в ЯНАО, но нередко жители описывают картину совсем по-иному.

Отметим, что на участок Пуровск - Коротчаево в Instagram губернатора поступило больше всего жалоб. По словам пользователей, активная работа там началась только после объявления Артюхова о поездке. До этого на трассе была тишина. По итогам поездки глава региона согласился с замечаниями ямальцев и назвал работу неудовлетворительной.

"Рабочие должны массово выходить и на всем участке Пуровск - Коротчаево резать арматуру, поднимать плиты и заделывать мелкие резкие выбоины. Эту работу "Ямалавтодор" должен начать незамедлительно", – высказал мнение глава региона.

Коронавирус помешал?

Считается, что на смещение сроков строительства дорог в ряде случаев повлияла пандемия коронавируса, однако в департаменте дорожного хозяйства ЯНАО заверили, что несмотря на трудности, объекты будут сданы в срок.

"Пандемия внесла определенные трудности в работу дорожно-строительного комплекса региона – это касается привлечения квалифицированных рабочих из ближнего зарубежья в начале строительного сезона, на некоторых объектах работы начались позже, чем было запланировано. Тем не менее, их планируется завершить в соответствии с утвержденными ранее графиками", – заявили Накануне.RU в ведомстве.

Политический деятель Людмила Журавлева считает, что власти все чаще будут стараться списывать невыполнение обещаний на пандемию, но не всегда это уместно.

"Запланированный ремонт дороги между Новым Уренгоем и Коротчаево был сорван из-за пандемии коронавируса, заявил губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов на встрече с жителями газовой столицы. Я вот не возьму в толк, как закрытие границ Российской Федерации может повлиять на ремонт дороги между Новым Уренгоем и его районом Коротчаево? Почему для этого надо привлекать иностранных рабочих? Что они умеют такого, что не умеют наши мужики?" – прокомментировала для Накануне.RU она.

Незадолго до публикации этого материала стало известно, что Дмитрий Артюхов отправил в отставку директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямала Максима Першикова. Такое решение принято по итогам второго вояжа. И наверное, это наиболее красноречивая оценка итогов первого года "дорожной революции". Впрочем, есть тут и другой подтекст – совсем скоро на Ямале пройдут крупные выборы, а репрессии против "козлов отпущения", как известно, являются проверенным политтехнологическим приемом. Поможет ли эта перестановка исправить на Ямале ситуацию с одной из двух главных проблем страны, или же корни управленческих и исполнительских трудностей лежат куда глубже – покажет время. На выполнение чуть ли не самого масштабного обещания Дмитрия Артюхова остается всего три года.

Но определенно радует уже то, что будут еще объезды на LADA XRAY – и, значит, еще несколько семей, по всей видимости, получат по почти новенькому российскому автомобилю с небольшим пробегом.



Ксения Теплякова