Аналитика


Чтобы построить новый "Суперджет", нужен новый супербюджет?
Наука и техника | В России

К 2023 г. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планирует создать самолет Sukhoi SuperJet New – это будет импортозамещенная версия ближнемагистрального Sukhoi SuperJet 100, единственного гражданского реактивного лайнера, созданного российским авиапромом. Разработка SSJ New обойдется в 120–130 млрд руб., рассказал человек, близкий к руководству госкорпорации "Ростех", и подтвердили два человека, близких к ОАК, пишут "Ведомости".

Главное отличие от предыдущей оскандалившейся на весь мир авариями модели будет новый отечественный двигатель ПД-8, который разработает Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), также принадлежащая "Ростеху". Нынешний SSJ100 летает на франко-российском двигателе Sam146.

На сегодня "Суперджет" не востребован на международном рынке, специалисты задаются вопросом — стоит ли тогда вкладывать в него деньги, если даже российские компании покупают его неохотно, под нажимом, а нередко якобы и просто на запчасти? Запад отверг российскую поделку, а на Востоке возникли проблемы с санкциями — США выступили против продажи Sukhoi Superjet 100 в Иран, поскольку при производстве лайнера используются американские комплектующие. Такой вот у нас суверенный самолет, который невозможно продать? За словами об импортозамещении кроется не только любовь к Родине, но и последняя попытка хоть кому-то "втюхать" товар?

В любом случае начало модернизации положено, и, как нам сообщают, частично в проект вложатся и ОАК, и "Ростех", но в том-то и дело, что частично — львиная доля средств пойдет из государственного бюджета.

"Бюджет — развращает", — говорит в беседе с Накануне.RU заслуженный пилот, экс-заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. По его мнению, инициатива ОАК весьма сомнительна, "Суперджет" сейчас имеет не только иностранный двигатель, но и практически 70% его "начинки" закупается из-за рубежа, так что если мы говорим об импортозамещении, то тут понадобится не "модернизация", а создание нового лайнера?

Авиакатастрофа Суперджета 5.05.2019 в Шереметьево.(2020)|Фото: СКР

— Олег Михайлович, к 2023 году ОАК обещает создать новый "Суперджет", в котором будет свой отечественный двигатель, вложат в проект 130 миллиардов. Как вы считаете, после стольких неудач не зря ли "Ростех" создает новую модель?

бывший заместитель министра гражданской авиации СССР, президент фонда "Партнер гражданской авиации" Олег Смирнов(2016)|Фото: vm.ru— Это сообщение ОАК, по сути дела, является признанием той колоссальной критики, которая сыпалась со стороны эксплуатантов — и наших, и западных, говоривших, что "Суперджет-100" в том виде, в котором он существует сегодня, не может конкурировать ни с одним приличным западным самолетом. Это, по сути дела, и признание того, что миллиарды наших с вами денег были потрачены зря. В чем нюанс — "Суперджет" существует и продолжает подпитываться бюджетом. То есть самое главное, что можно услышать из этой новости — вкачивать бюджет продолжат в самолет, который опозорил наш авиастрой на весь мир.

— Основная критика "Суперджета" сводилась к тому, что первый построенный в РФ самолет состоит из иностранных запчастей, а тут хотя бы движение вперед свой двигатель?

— С другой стороны, да, привнести изменения в "Сухой" — намерение благое, что дает надежду на то, что тот, кто проталкивает идею о необходимости вкладывать миллиарды, хочет эти миллиарды возвратить. Ведь придет время, и президент спросит их всех — а где, собственно, отдача от тех колоссальных средств, что были в вас вложены? И ими займутся соответствующие органы, а у нас их навалом. Потому что сейчас трудно даже представить, сколько миллионов будет положено в карманы.

Это намерение ОАК делать новый самолет теоретически вписывается в требование импортозамещения, за этой темой президент серьезно следит. Сейчас что получается? Самолет никто не покупает, при этом он импортный, а за него платим огромные бюджетные деньги для приобретения комплектующих материалов у стран, с которыми мы находимся в конфликте, а отдачи никакой нет. И вот в такое время ОАК делает такой жест. Именно что жест, потому что какая будет отдача в реальности, мы не знаем.

— И как оцениваете идею уделить все внимание двигателю, ведь существовали и другие спорные решения в конструкции самолета?

— Двигатель — это инженерное изделие, которое сложнее сделать, чем самолет. Еще великий Туполев говорил в шутку, что самолет — это все то, что мешает авиадвигателю.

Представьте, какие там высокие температуры, огромные перепады, в "горячей части" двигателя температура несколько тысяч градусов, а за бортом -60 круглый год. Нужны такие металлы, такие технологии, нужно тонкости инновационные придумать, чтобы в этих абсолютно жестких условиях двигатель работал безотказно.

SSJ-100 Sukhoi Superjet 100 Суперджет ГСС(2019)|Фото:Накануне.RU

Да, они замахнулись на главный недостаток, двигатель, который постоянно отказывает, который имеет малый ресурс, старый французский двигатель, хуже которого найти было просто невозможно. Из-за него самолеты простаивали, если он выходил из строя — его слабое место, "горячая часть", чаще всего ломалась — то нужно закупать детали опять же не у нас.

— Объясните простым читателям, что такое "горячая часть"?

— Есть "холодная" и "горячая" части, и "горячая часть" — самая проблемная в двигателях, температура в полете достигает тысячи градусов во время горения топлива, и там как раз проблем очень много может возникнуть, вот они у французского двигателя все и возникали. Но вот вопрос — где гарантия того, что наш двигатель будет лучше, чем этот? Гарантий пока никаких не имеется. Вот когда двигатель получит сертификат, когда будет испытан во всех параметрах, в полете испытан — тогда будем говорить уже конкретно, что да, французский двигатель выбрасываем и ставим железобетонно наш отечественный.

Это будет прорыв, у нас двигателя такого класса для таких самолетов нет на сегодняшний день. Но здесь и кроется заключение для непосвященных, ведь посвященный сразу видит всю картину этого благостного предложения, которых ОАК делает десятки каждый год, он сразу видит намек, что платить за эти дела бюджет будет.

Опять бюджет. Бюджетные деньги развращают людей!

SSj-100 Сухой суперджет-100 авиакомпания Азимут(2019)|Фото: azimuth.aero

У "Боинга" и "Эйрбаса" другая ситуация, они зарабатывают на своих самолетах, запчастях и прочем оборудовании, и из этих денег развивают свое производство. А бюджет — это сигнал для всех чиновников и руководителей, которые занимают кожаные кресла и диваны, у которых секретарша с коньяком и чаем. То есть это не заработанные на продаже "Суперджетов" деньги, а наши с вами деньги, которые отправляют опять в этот провальный проект. Вот это меня очень смущает. И это вплетается в канву, которую объявил "Ростех", когда ему передали ОАК, там сразу сказали, ребята же не глупые — ОАК имеет колоссальные долги, а для того, чтобы как-то продлить жизнь ОАК, чтобы он SSJ100 продолжал делать, "Ростех" назвал колоссальную цифру. И вот убыток от ОАК и количество средств, которые нужно постоянно вливать, были понятны еще на том этапе, когда его принимали в "Ростех". И сейчас дополнительно еще просят к тем деньгам, расписывая все красоты, пользу для импортозамещения и прочие "политесы", за которыми президент следит, делают вброс и даже указывают конкретную сумму.

— Получается, на "Суперджет" нужен супербюджет?

— Да, "Суперджет" требует супербюджеты, совершенно верно! В общей картине это благое дело. У самолета ведь не только двигатель проблемный, там и другие недостатки есть, они известны всем самолетостроителям.

— Какие?

— У самолета есть не менее важные, чем двигатель, и влияющие на безопасность полетов особенности. Всем эксплуатантам и особенно нашим быстро стало ясно, что аэродромы для этого класса самолетов не высшего качества. И дело не только в качестве строительства, качества цемента, бетона и так далее, а дело в наших географических условиях. У нас то -40, то +40 - и ни один, даже самый высококачественный бетон, не выдерживает таких перепадов, даже не столько бетон, сколько грунт, на котором он лежит. Поверхность начинает "танцевать", что называется, образуются щели, а там галька всякая, камешки и так далее. А на "Суперджете-100" двигатели висят ниже всех самолетов, и если там попадутся эти крохи — все же всасывает двигатель в себя со страшной силой — следует выход из строя лопаток, и события развиваются вплоть до пожара двигателя со всеми вытекающими последствиями, это очень серьезный вопрос.

москва аэропорт шереметьево-1(2008)|Фото: Накануне.ru

— А с чем была связана катастрофа в Шереметьево?

— Шереметьевская катастрофа показала еще одно слабое место в конструкции "Суперджета-100", она обнажила то, о чем говорили все профессионалы. Есть мировые стандарты самолетостроения, где записано, что стойки шасси никоим образом не могут крепиться так, чтобы они прилегали к топливному баку, и в случае грубой посадки протыкали бы этот топливный бак, оттуда хлынет топливо, и возникает колоссальный пожар, как это произошло в Шереметьево. А "Суперджет-100" именно так сделан, что они, грубо говоря, прикрепляются к топливным бакам. Что и произошло — самолет грубо сел, произошел пожар.

Кстати, грубая посадка произошла из-за отказа электроники, вот еще одна недоработка — управление самолетом электронное, но когда командир корабля начал производить посадку вручную, у него джойстик не реагировал, а штурвала-то нет, есть только джойстик, которым школьники играют в компьютерные игры, такой же в самолете этом.

Все катастрофы показывают — надо переделывать конструкцию самолета, нельзя сменить двигатель — и по мановению волшебной палочки "Суперджет" станет лучшим самолетом в мире. Я надеюсь, что все эти недоработки, которые в прошлом приводили к авариям, также стоят на повестке модернизации "Суперджета-100" в "Суперджет NEW".

Пусть доработают, и будет замечательный самолет. Но тут мы возвращаемся к тому, что есть одно "но". Ни одно из обещаний, что они уже давали — не исполнено. Неужели из опыта работы с ОАК за 20 лет наверху не понятно, что это "жульнический" проект, который высасывает бюджетные деньги и не дает практически никакой отдачи?



Елена Рычкова