Аналитика


В транспортной дыре Перми пропадают миллиарды
Общество | Приволжский ФО | Пермский край

Администрация Перми представила депутатам городской думы проект оптимизации транспортной сети. Власти города предлагают убрать дублирующие маршруты и сократить некоторые действующие. Главная цель изменений – экономия бюджета.

Парламентарии инициативу не поддерживают, считают ее непродуманной и подчеркивают, что для оптимизации необходимы точные цифры по пассажиропотоку, загруженности рейса, в том числе в часы пик. Депутаты отмечают, что главной причиной возникновения "финансовой дыры" стал непрофессионализм тех, кто планировал расходы при реализации транспортной реформы. И "латать" эту дыру следует не за счет населения.

О расчетах и просчетах

Старт транспортной реформе был дан осенью 2018 года с подачи на тот момент губернатора Пермского края Максима Решетникова, назвавшего действовавшую тогда систему "исторически сложившимся хаосом". Над попыткой превратить этот "хаос" в нечто упорядоченное власти краевой столицы бьются уже несколько лет, а обсуждение транспортных вопросов во время заседаний городской думы традиционно становится острым и жестким.

Активно внедрять в жизнь новую транспортную модель в Перми начали в 2019 г. Ее суть состоит в изменении системы финансирования: если раньше частные перевозчики забирали билетную выручку с маршрутов и сами оплачивали все расходы, получая из бюджета компенсации за льготных пассажиров, то теперь всю выручку себе забирает муниципалитет, тогда как частные перевозчики стали фактически "наемными работниками" – они получают контракты за выполнение определенной работы, а деньги – за каждый километр пробега.

Среди очевидных и бесспорных плюсов новой транспортной модели можно выделить то, что по условиям контрактов перевозчики не могут выводить на маршруты старые автобусы. На сегодняшний день Пермь в числе лидеров по среднему возрасту автобусов – срок их эксплуатации не превышает 10 лет, срок эксплуатации трамваев трамваев – не более 15 лет.

Салон каждого автобуса оборудован местами для маломобильных граждан, роутером с раздачей wi-fi и usb-портами, чтобы пассажиры во время поездки могли подзарядить мобильные телефоны. На покупку автобусов деньги были выделены из областного бюджета.

Но это расходная часть проекта. В доходной же, по словам пермских политиков, по-прежнему творится полная вакханалия.

Как сообщил начальник департамента транспорта городской администрации Анатолий Путин во время заседания депутатской комиссии, к росту убытков привело завышение планового показателя пассажиропотока при расчетах работы новой транспортной модели. А глава Перми Дмитрий Самойлов оправдывался, что реформа реализовывалась без достаточного количества данных. И на самом деле оказалось больше бесплатных пересадок, безналичных платежей, чем планировалось изначально.

Проще говоря, управленцы не учли то, что пермяки будут экономить и активно пользоваться предоставленными для этого возможностями: при оплате проезда транспортной картой стоимость поездки на два рубля ниже, чем для тех, кто платит "наличкой". Кроме того, в 2019 г. пермякам предоставили возможность совершать одну бесплатную пересадку. Популярность этой возможности также превзошла все запланированные в бюджете ожидания.

В итоге в 2020 г. бюджет потерял больше 700 млн руб. из-за безбилетников. Еще 378 млн руб. транспортная отрасль не досчиталась из-за введенных во время пандемии коронавируса ограничений. Всего, по подсчетам городских властей, город не досчитается 1,8 млрд руб. На деле – цифры гораздо выше.

Общественный транспорт в Перми(2020)|Фото: Накануне.RU

Убытки покроют горожане?

Компенсировать убытки власти города предлагают за счет внесения очередных изменений в действующую маршрутную сеть городских автобусов.

Полностью прекратит работу автобусный маршрут №38 "Микрорайон Гарцы — микрорайон Садовый". Его отсутствие планируют компенсировать дополнительным заездом в микрорайон Гарцы на автобусном маршруте № 26.

Маршрут №68 (Станция Пермь II — м/р Садовый) могут объединить с маршрутом №10. Предполагается, что новый маршрут свяжет микрорайоны Нагорный и Садовый, также рассматривается вариант заезда автобусов на Пермь II.

Маршрут №51, следующий до остановки "Станция Пермь I", хотят сделать "сезонным" – зимой автобус будет следовать только до ул. Советской. Сократить планируют и каждый второй рейс автобусного маршрута "№3 "Станция I — микрорайон Нагорный" – до остановки "Дворец творчества юных".

Изменения могут грозить и маршруту № 54 "Улица Мильчакова — станция Пермь II — микрорайон Хмели". Планируется, что основная часть рейсов может быть сокращена до Перми II, в то время как рейсы до улицы Мильчакова будут синхронизированы с отправлением электричек.

Укоротить планируют и маршруты: №62 – конечной остановкой станет "ДК им. Гагарина", №6 – до Драмтеатра, автобусы рейса №19 будут доезжать теперь только до Центрального рынка, а маршрут №42 – до автовокзала. Также департамент транспорта рассматривает вопрос о сокращении автобусного маршрута № 67 "Микрорайон Заостровка — микрорайон Садовый", его хотят сократить до остановки "Улица Куфонина". Кроме того, через Мачтобазу будет следовать автобус маршрута № 12 "Дворец культуры им. Гагарина — "ПЗСП".

Общественный транспорт в Перми(2020)|Фото: Накануне.RU

Против готовящихся изменений уже выступили жители города.

"Я часто езжу на автобусе. О сокращении количества автобусов пока не знаю. Но мне не нравится, что сделали с общественным транспортом. Убрали длинные маршруты, сделали короткие и с пересадками. Убрали маршрут №13. Мы ездим к тете в Нагорный, только и смотрим, успеем пересесть или нет", – сказала Накануне.RU одна из пассажирок. Еще несколько опрошенных агентством пассажиров высказались аналогично, добавив, что "если не будет автобусов, будем ходить пешком".

Гневных комментариев хватает и в соцсетях. Подписчик группы "Подслушано Пермь" в ответ на предложение о сокращении маршрутов предложил сократить чиновников.

"Предлагаю сократить чиновников. Штат огромный, а толку нет. Зато бабки улетают на их содержание просто космические. Они такие же наемные рабочие, нанятые народом (хорошая шутка, ага). Если они не в состоянии решить проблему, а делают только хуже – нужно ставить вопрос их компетентности и увольнения. Избавиться от убытков, тупо от души урезая затраты, может любой", – высказался интернет-пользователь.

"Чиновники на общественном транспорте не ездят. Им даже удобнее, если на дороге меньше транспорта будет", – высказалась еще одна подписчица.

Интернет-пользователи сходятся во мнении, что городские власти решают проблемы финансирования за счет пермяков.

Дума требует кадровых решений

По подсчетам депутатов, финансовая дыра в транспортной отрасли куда больше официально заявленных сумм и составляет 2,5 млрд руб. Как сообщил Накануне.RU депутат Пермской городской думы от "Единой России" Александр Филиппов, проблема является "перегретой" – горожанам надоели метания, им нужна определенность. Недавно парламентарий проводил "прямую линию" и получил от пермяков порядка 30-40 вопросов – все они так или иначе были связаны с поездками в общественном транспорте.

Общественный транспорт в Перми(2020)|Фото: Накануне.RU

Главная причина образования финансовой дыры, по словам Филиппова – некомпетентность управленцев мэрии.

"Фактически из рук вон плохо была проведена работа по администрированию этой доходной части. Просто не хотят заниматься ею. На последней временной комиссии мы не согласовали и не поддержали эти изменения. Решение по этой ситуации предлагаем следующее: первый момент – безусловно, эту разницу между доходами и расходами нельзя перекладывать на плечи горожан. Поэтому нужно смотреть и искать денежные средства, чтобы их покрыть. Останавливать реформу нельзя, коль скоро мы длинные контракты эти расторговали. Второе – совершенно очевидно, необходимо смотреть дальше, каким образом можно сократить эти расходы, чтобы не получилось так, что нам каждый год придется искать эти дополнительные средства. Третье – и это зафиксировано протокольно – с нынешним руководством отрасли решить проблему невозможно. Мы долгое время пытались направить сигналы, но нас не слышали, только делали вид. Необходимы кадровые решения", – высказался парламентарий.

Глава департамента образования Перми Людмила Гаджиева(2016)|Фото: Павел Гурьянов

Тут стоит напомнить, что с 1 января 2019 г. департамент дорог и транспорта перешел под кураторство замглавы администрации Людмилы Гаджиевой. С 2008 по 2017 гг. она занимала должность начальника департамента образования, ее тогда уже требовали отправить в отставку с поста из-за другого "оптимизаторского скандала" – с объединением школ №48 и №49.

Депутат городской думы Геннадий Сторожев также отметил, что все проблемы, связанные с транспортной реформой, должны решаться исключительно за счет бюджета.

"Если убытки компенсируют не за счет бюджета, то за счет пассажиров. В разной форме: путем прямого подъема тарифов за проезд, сокращения маршрутов или других каких-то ухищрений. То, что предлагает администрация – решение за счет жителей, пассажиров. Те меры, которые она предлагает, может быть, и приведут к тому, что бюджет будет несколько сэкономлен, но это ударит другим концом по тем, кто на общественном транспорте ездит – малообеспеченным, небогатым людям. Но не рядовой пермяк в этом виновен. Не следовало вообще начинать эту реформу, исковеркав уже сложившуюся маршрутную сеть. Попробовали поднять тариф за проезд. Этого увеличения оказалось недостаточно. Теперь неуклюжие телодвижения производят, чтобы сократить запланированные убытки бюджета, которые оказались больше, чем ожидалось. Одна ошибка тянет за собой другую", – отметил Геннадий Сторожев.

Пока аукционы по автобусным маршрутам, которые обслуживают население по полугодовым контрактам, перенесены с сентября на октябрь. За это время планируется уточнить экономику перевозок. Но ясно, что кардинально эта мера накопившиеся проблемы не решит.

Общественный транспорт в Перми(2020)|Фото: Накануне.RU



Ксения Теплякова