Аналитика


"Сомнительные схемы". "Мусорная реформа" может обходиться населению куда дешевле?
Экономика | Челябинская область

Крупнейший подрядчик южноуральского регионального оператора ООО "Центр коммунального сервиса", занимающийся транспортированием твердых коммунальных отходов (ТКО), может быт втянут в очередной конфликт. Участники транспортного рынка заявляют, что якобы ООО "Эковывоз" передает часть работ, которые поручает ему "ЦКС", субподрядом, но цена за вывоз одной тонны для этих компаний снижается многократно. Сам регоператор предпочитает дистанцироваться от конфликтов на рынке перевозок и оставляет ситуацию на откуп непосредственным его участникам. В то же время, субподряды не обращаются в надзорные и правоохранительные органы под страхом лишиться и этих небольших договоров. Заявления транспортников вкупе со сделанными нами расчетами показывают, что пресловутая "мусорная реформа" может обходиться гражданам гораздо дешевле. Подробности – в материале Накануне.RU.

Организации, работающие в сфере ТКО, на анонимных основаниях заявили о привлечении их в качестве субподрядов при транспортировке отходов. Непосредственно их заказчиком выступает ООО "Эковывоз" – организация, забравшая самые крупные контракты регионального оператора. Так, например, "ЦКС" заключил с "Эковывозом" трехлетние контракты на транспортировку мусора непосредственно в Челябинске суммарной стоимостью почти 2,7 млрд руб. Один из крупных лотов на территориях Металлургического, Калининского и Ленинского районов Челябинска уже признан судом недействительным. По второму конкурсу судебные разбирательства все еще продолжаются.

Согласно терсхеме обращения с ТКО, ежегодный объем отходов, образуемый в кластере, составляет 4 тыс. 991,8 тыс. кубометров или 555,2 тыс. тонн. Если поделить принятые регулятором расходы на транспортирование в размере 1,6 млрд руб. на объем, то получится, что средняя цена за тонну составляет 2 тыс. 896 руб. По Челябинскому кластеру заключено 22 контракта на 2020 год. При этом цена в каждом из них разнится колоссально – от 1 тыс. 909,34 руб. за тонну в Копейске, где мусор возит ООО "Экоспецтранс", до 11 тыс. 164,66 руб. в октябрьском муниципальном районе, где функции возчика возложены на ООО "Эковывоз". На территории Челябинска, к примеру, действует три контракта с ООО "Эковывоз" с ценой в 3 тыс. 413,68 руб. за тонну (Центральный район), 3 тыс. 101,58 руб. (Металлургический, Калининский, Ленинский районы) и 2 тыс. 963,99 руб. (Советский, Курчатовский и Тракторозаводской район).

При этом, согласно заявке регоператора, ООО "ЦКС" предлагало включить в тариф еще более высокую стоимость перевозки мусора с ростом от 1,5 до 2,56%. Так, средняя цена за перевозку тонны по их предложению составляла бы 3 тыс. 959,28 руб.

Как предполагают участники рынка, "Эковывоз" играет роль посредника, передавая часть контрактов субподрядам, но не по той же цене, которую платит ему "ЦКС", а вероятно, заниженной. Собеседник издания уверяет, что разница может быть многократной.

"Мы возим по цене в 3-5 раз ниже, чем получает сам заказчик. Для нас это единственная возможность оставаться на рынке. По понятным причинам мы не говорим об этом вслух и не сообщаем в правоохранительные органы, так как такие действия чреваты расторжением всех контрактов и скорым банкротством. Хотя, в последнее время "Эковывоз" стал снижать объем таких контрактов, как мы думаем, опасаясь лишнего внимания извне", – делится представитель одной из транспортных компаний Челябинска.

В пресс-службе ООО "ЦКС" Накануне.RU сообщили, что не вмешиваются в дела "Эковывоза".

"Компания "ЦКС" как региональный оператор требует от предприятия "Эковывоз" выполнения условий заключенного с ним договора и не вправе вмешиваться в его отношения с субподрядчиками. Согласно условиям контракта, ООО "Эковывоз" имеет право привлекать субподрядные организации, при этом стоимость транспортных расходов не увеличивается", – заявил представитель регионального оператора.

В самой компании "Эковывоз" на запрос Накануне.RU не ответили.

Однако, если предположить, что заявления участников рынка полностью соответствуют действительности, можно сделать вывод об объемах средств, которые "оседают" при таком принципе работы. Согласно решению министерства тарифного регулирования Челябинской области, расходы "ЦКС" на транспортировку ТКО в Челябинском кластере заложены в тарифе в объеме 1,6 млрд руб. Если около половины объемов передаются с сильным дисконтом субподрядным организациям, то "высвобождается" около полумиллиарда рублей.

А надо понимать, что это те деньги, которые платит население через тариф. И тогда получается, что "мусорная реформа" гражданам могла бы обходиться куда дешевле?

Отметим, что именно "Эковывоз" является одним из немногих контрагентов, с которым у "ЦКС" не возникает проблем при оплате услуг, даже несмотря на колоссальную дебиторскую задолженность.

Вместе с тем, как сообщало Челябинское УФАС, в настоящее время в судах рассматриваются иски о признании торгов и заключенных по их результатам договоров на 2020-2022 годы недействительными. Это связано с тем, что ООО "ЦКС" проигнорировало рекомендации антимонопольного органа по формированию лотов и допустило те же нарушения законодательства о контрактной системе, которые были предметом судебных исков по предыдущим торгам 2019 года. Челябинским УФАС в 2019 году было подано шесть исковых заявлений о признании торгов и заключенных по их результатам договоров недействительными. Суды всех инстанций поддержали позицию антимонопольного органа.



Евгений Иванов