В Перми устроили пикетную очередь против сокращения маршрутной сети города. Недовольство горожан вызвало предложение администрации убрать дублирующие маршруты и сократить некоторые действующие. Участие в акции приняли 12 человек, каждый из которых по очереди выходил с плакатом и через пять минут уступал место следующему активисту.
На следующий день после протеста краевые власти на совещании по развитию Перми поручили назначить куратором транспорта замглавы города Анатолия Дашкевича. Он уже отвечал за транспорт до декабря 2018 года. С 1 января 2019 года департамент дорог и транспорта перешел под кураторство замглавы администрации Людмилы Гаджиевой.
Работа транспортной отрасли вызывает все больше критики со стороны депутатов Пермской городской думы. О том, что дала городу начатая в 2019 году реформа и как парламентарии предлагают решить наболевший вопрос, в интервью Накануне.RU рассказал депутат Александр Филиппов.
– Что изменилось в сфере транспорта со стартом транспортной реформы в Перми?
– Первое и самое главное изменение, которое произошло, это смена системы финансирования. Перевозчику перестали поступать те деньги, которые пассажиры платят за проезд. Раньше перевозчик получал на конкурсах право работать на маршруте. И, соответственно, деньги собирал. Это была его выручка. Сегодня компания на аукционах выигрывает контракт на выполнение определенной работы, на наезд определенных километров. И за них получает фиксированные деньги, вне зависимости от пассажиропотока. Это, пожалуй, ключевое отличие из того, что было раньше.
– Какая в этом польза для города?
– У нас появилась возможность поставить новую технику. И она действительно очень серьезно обновилась. Сегодня, если исключить Москву и Санкт-Петербург, как нечто недосягаемое, поскольку это не муниципалитеты, а города-регионы и у них другие возможности и бюджеты, то мы в первых рядах по среднему возрасту транспорта. Может быть, даже первые после этих двух.
Все автобусы брендированные, ходят по расписанию. В этом плане вопросов нет. В результате реформы зашли новые перевозчики, иногородние. Появилась конкуренция. Конкуренция всегда приводит к тому, что качество услуг возрастает. Но это одна сторона медали – расходная часть этого проекта. Если говорить о доходной, то там полная вакханалия.
– Какая сумма выпадающих доходов? В разных источниках называются разные цифры...
– От 2 до 2,5 млрд руб. Сперва администрация отпиралась. Потом, сотрудников мэрии прижали к стенке и они признались, что в этом году не дособираем 2 млрд руб. А по нашим подсчетам – 2,5 млрд руб.
– Из-за чего образовалась такая сумма выпадающих доходов, снова коронавирус?
– Сперва пытались объяснить коронавирусом. Но видно, где это объяснение корректно, а где не очень. Коронавирус в качестве объяснения принимается на 350-400 млн руб. Все остальное – другие причины. А именно некачественное планирование. Фактически же – плохая работа по администрированию. Это некомпетентность управленцев.
– А повлияло ли на образование "финансовой дыры" введение бесплатных пересадок?
– Да, безусловно, конечно. Изначально, когда вводили систему бесплатных пересадок, транспортную сеть значительно сократили, порезали. И сейчас чиновники администрации дополнительно предлагают ее порезать. Ввели систему бесплатных пересадок, разницу между тарифом за наличку и безналичным тарифом в два рубля. Предположили, что "это будет так". А потом почему-то вдруг получилось, что это все повлечет значительно больше выпадающих доходов, чем было запланировано изначально.
– То есть опять все упирается в некачественное планирование?
– Именно. А ведь люди изначально могли эти риски оценивать и каким-то образом их нивелировать, чтобы они не принесли такой результат. Но не сделали этого.
– Как депутатский корпус предлагает решить проблему с финансовой дырой в транспортной отрасли?
– Мы обсудили эти вопросы на временной комиссии. У нас есть решение по данной ситуации. Первый момент – безусловно разницу между доходами и расходами нельзя перекладывать на плечи горожан. Нужно смотреть и искать денежные средства на то, чтобы их покрыть. И, понятно, что останавливать эту реформу нельзя – коль скоро мы эти длинные контракты расторговали.
Второе. Совершенно очевидно, что необходимо смотреть дальше, каким образом можно сократить эти расходы, чтобы не получилось так, что нам каждый год придется искать дополнительные средства.
И третье, и это зафиксировано протокольно – с нынешним руководством отрасли сделать это, скорее всего, невозможно. Мы долгое время пытались, направляли сигналы, но кураторы отрасли только делали вид, что нас услышали. Толку не было. Ничего не меняется. Кадровые решения необходимы, с этим руководством отрасли менять что-то бесполезно.
У них уже шоры упали, они идут по им одной видимой дороге, по им одним видимым алгоритмам и пытаются дальше реализовывать эти вещи.
– Появилась информация, что отрасль может вернуться под кураторство Анатолия Дашкевича... Как вы прокомментируете это?
– Сперва нужно, чтобы назначение состоялось. Но еще раз повторюсь, что под руководством Гаджиевой изменения невозможны.
– Аукционы по автобусным маршрутам, которые обслуживают население по полугодовым контрактам, были перенесены с сентября на октябрь. В октябре они состоятся или их снова могут перенести?
– Это прерогатива администрации, ничего особо не поменялось. Ясности не стало. С перевозчиками общаемся не первый год. То, что администрация каждую неделю или две недели меняет правила игры, условия контрактов, которые предлагается, чтобы разыграть - стало уже плохой традицией. Не исключаю, что контракты опять будут разыграны по новым условиям.
Здесь получается какой-то цирк, когда буквально с каждым разом узнаешь все новое и новое. Кажется, что это какой-то фарс, сознательная деятельность, чтобы дискредитировать все на корню.
– Вам, как депутату, поступают отклики пермяков по нововведениям, которые планирует администрация?
– Конечно, каждый день поступают. Я проводил прямую линию. 37 или 38 вопросов обсудили за час и все они касаются маршрутной сети. Сегодня тема перегрета. Она является очень живой и очень больной для горожан. Метания всем надоели. Нужна какая-то определенность, ясность.