Все чаще муниципальные выборные проблемы появляются в общеполитической повестке – год за годом регионы беднеют в бюджетах, и на посты мэров все труднее находить претендентов. Например, на 30 октября в Норильске был назначен конкурс на должность главы города. Изначально заявились восемь кандидатов, но накануне семеро из них снялись, в итоге конкурс не состоялся. Другой пример – Магадан в ведении губернатора Сергея Носова. Там непрямые выборы сити-менеджера тоже не состоялись, так как желающих просто не было.
Власти пытаются сгладить углы, упрощают процесс для всех желающих, но никто просто не приходит. И нельзя сказать, что это началось недавно, подобная ситуация длится уже несколько лет и дальше может становиться только хуже. Подробнее – в материале Накануне.RU.
Как пишет телеграм-канал "Незыгарь", в мэрии, правительстве и думе Магаданской области причиной провала непрямых выборов единогласно называют "слишком суровый контроль за исполнением нацпроектов". Однако это можно назвать, скорее, косвенной причиной, хотя первопричина, конечно, в средствах.
Как напоминает политолог, руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков в беседе с Накануне.RU, проблема уже лет 7 никак не решается.
Если при старых губернаторах, которые долго руководили регионом, был большой пул "запасных мэров", они знали в каждом районе своего человека и отправляли его на пост, обещая какие-нибудь проекты, инвестиции – хотя бы было понятно, что этот человек будет делать, будет чем-то занят. А когда пришли технократы, получилось, что они сами наверху, но в запасе у них никого нет. Где им брать кандидатов? Хватали, что называется "первого попавшегося" условного депутата Заксобрания. Технократ потом переходил на другое место работы, а новоиспеченному главе надо теперь разбираться с нецелевым расходованием муниципальных средств. Поэтому люди стали постепенно отпадать.
"Денег нет, а ответственности много, соответственно, желание получить тюремный срок за зарплату в 50 тыс. рублей было не у многих", - напоминает эксперт.
Примерно так и получилось недавно с мэром Норильска, которому пришлось отвечать за ржавые баки "Норникеля", ставшие причиной серьезных потрясений не просто для властей региона, но и для экологической обстановки. В итоге Ринат Ахметчин получил 6 месяцев исправительных работ. Да, вроде бы немного, но, казалось бы, причем тут мэр? Сегодня это может быть 6 месяцев работ, завтра – 6 лет, потому что главы муниципалитетов стали просто расходным материалом, уверен Илья Гращенков:
"В Московской области тоже довольно частый случай: на глав районов, которые раньше избирались при высочайшей конкуренции, сейчас тоже с трудом находят желающих, потому что при Воробьеве после муниципальной реформы получилось то же самое. Если раньше глава района держал ситуацию под контролем и отвечал за все сам, то сегодня люди приходят на фактически разворованное другими главами хозяйство, и силовики могут в любой момент сделать человека ответственным за разворованное до него".
Эксперт напоминает, что раньше особых проблем не было, пока не было такой жесткой вертикали власти, и у каждого района все-таки был свой бюджет, глава сам выстраивал отношения с силовиками, бизнесом и прочими структурами, получалась своя такая экосистема. Была, конечно, и внутренняя конкуренция, но в целом это была всегда плодотворная борьба каких-то местных элит. Как только на местные элиты началось наступление – не должно быть никаких местных элит, должны быть интегрированные в вертикаль власти реципиенты высшей воли Москвы - вот тут и начались проблемы.
"И что тут делать? Я долгие годы ратую за возвращение хоть в какой-то форме полномочий муниципалитетов. Мне кажется, если человек избирается по понятной ему программе, которую он хоть как-то может реализовать, не будучи включенным в губернаторскую команду – это эффективно. А если мы набираем людей по принципу, что за всех отвечает один человек наверху, тогда будет продолжаться такая непонятная ситуация. Если есть у губернатора пул из ста мэров – ну, наверное, более-менее эффективная команда может получиться, а если это молодой технократ, который регион впервые увидел из окна самолета, тогда большой вопрос, где он будет брать этих глав регионов", - говорит Гращенков.