Общение в родительском чате в Волгограде завершилось жестоким избиением отца 12-летней школьницы, Роман Гребенко умер в больнице, не приходя в сознание, после того, как муж и брат одной из родительниц пришли отомстить ему за обиду.
Конфликт произошел из-за задания по русскому языку. Учитель задала детям тест, который нужно было выполнить за небольшое время. Роман написал в общем чате: "Давайте коллективно попросим распределить задания заблаговременно и планомерно. Нам надо разобраться с этими паролями и т. д. У кого заходит, не торопиться делать. А то, получается, 5 человек сделают, а 25 — нет. Многие родители находятся на работе, основная часть детей не сможет это сделать самостоятельно".
Активная родительница Анна ответила обеспокоенному Роману, что у детей три урока, и они якобы успеют сделать тест до четырех часов, а если что, можно сделать задание "по дороге в школу" или на перемене. В соцсетях есть скриншоты переписки и, видимо, родительница не скупилась на "спамные" сообщения, смайлики и различные восклицания, переходила на капслок и была довольно эмоциональной, в то время, как Роман предлагал рационально подойти к проблеме. Анну оскорбило сообщение: "Вопрос надо решать, а не сопли жевать".
"Я понимаю, пандемия и все дела. Мне непонятно, почему мы неделями толком не учимся, а потом резко начинаются форс-мажоры, — пытался объяснить свою позицию Роман. — Мне непонятно, почему на справедливо заданный вопрос и просьбу учитель отвечает: "Вы меня достали, я передам вас другому" (удивленный смайлик). Ну наберу сейчас Лисицкой, поинтересуюсь, как быть", — написал Роман.
Далее в переписку вступил муж Анны и начал угрожать Роману, тот также отвечал довольно агрессивно, никто и не мог подумать, что дело дойдет до рукоприкладства, родители перешли на личности, и ситуация закончилась нападением на мужчину в отделении банка разъяренными членами семьи Анны.
Уголовное дело в отношении Арсена Мелконяна, нанесшего смертельные удары Роману Гребенюку в здании "Сбербанка", передано в СУ СК России по Волгоградской области. Вступившемуся "за честь сестры" уроженцу Армении грозит до 15 лет лишения свободы. Можно было бы посчитать этот случай единичным, если бы скандалы с родительскими чатами и комитетами не становились обсуждаемыми темами на федеральном уровне. Вспомнить хотя бы случай с девочкой Миланой, мама которой не заплатила за чаепитие, и члены комитета вывели ее из-за общего стола.
Вовлеченность родителей в образовательный процесс с каждым годом становится все больше, и если раньше школа перестала воспитывать, то с началом пандемии само образование также переходит в сферу родительского контроля. А здесь работают какие-то другие правила? В беседе с Накануне.RU соавтор проекта об образовании "Последний звонок" и публицист Константин Семин рассуждает, почему сегодня подобные события происходят в социальных институтах, хотя ранее, казалось бы, такой конфликт решился бы по-другому.
— Что-то не так с нашей системой образования или это "побочный эффект" дистанционки?
— По-моему, тут дело не в дистанционном обучении и не в формате общения в чатах между родителями, а в том, какими стали люди в целом. Если бы в 70-80 годах, когда снимались фильмы о проблемах тогдашних школ — "Большая перемена" или "Доживем до понедельника" — уже существовали чаты, я думаю, что люди не отправились бы друг друга убивать. Дело в том, что школу невозможно отделить от общества — люди ведут себя в школе так, как привыкли себя вести за ее пределами.
— Может быть, сказывается общее нервозное состояние родителей от карантина, и это ведет к агрессии?
— Я не думаю, что люди озверели от карантина — они озверели от капитализма за 30 лет. Насилие, негативное отношение к учителю стали возможными не из-за средств массовой коммуникации, не из-за того, что исчезла необходимость людям взаимодействовать, непосредственно находясь в школе или в классе, а из-за того, что люди считают это нормальным. Все эти годы воспитание и образование человека ведутся в одном направлении — в сторону его деградации. Там, где раньше действовали законы морали, свойственные развитой цивилизации, какой был Советский Союз, освободившееся место заполняют законы родоплеменные. Вы сказали, что там этнический фактор сыграл какую-то роль. По всей видимости, вместо цивилизованных форм общения между людьми установились теперь такие, и дальше будет только "веселее".
— Почему раньше такого напряжения от родителей не было? Ребенок учился, ходил в кружки, секции, и родители как максимум приходили на собрания раз в полгода, а сейчас их вовлеченность в образовательный процесс все больше и часто вынужденная — из-за пандемии, например, многие сами обучали детей, а от воспитательной функции школа давно отказалась?
— Если бы вовлеченные родители улучшали образовательный процесс, дополняли бы тем, что не мог дать учитель в классе — своим опытом, вниманием, усердием, — ничего плохого не было бы. И, кстати, в Советском Союзе это происходило тоже, хотя там не было возможности постоянно полемизировать с учителем, там учитель был непререкаемым авторитетом. И родителям не нужно было тратить свое время на то, чтобы заполнять вакуум, появившийся в связи с тем, что учитель слишком загружен и учебный план так составлен, что у него просто по-настоящему не хватает времени ни на что. В этом есть правда. Но я не вижу беды в том, что родители вовлечены в процесс образования. Нет в этом ничего страшного, вопрос в другом — какими стали родители и что они привносят.
— Привносят все больше — в прошлом учебном году многим приходилось самостоятельно обучать детей, в этом, несмотря на заверения властей, все повторяется вновь из-за эпидемической ситуации, все чаще говорят про введение постоянного дистанционного домашнего обучения. Как относитесь к этому?
— Я против того, чтобы мы постепенно или из-за пандемии, или из-за реформ переходили на домашнее обучение. Это, кстати говоря, вообще форма крайне реакционная, популярная где-нибудь в изолированных районах США, где живут религиозные сектанты, которые не доверяют государству. Вообще никто не воспитает ребенка лучше, чем коллектив. Ему необходимо общение со сверстниками, в школе он вырабатывает навыки взаимодействия с социальной средой без опоры на первый коллектив, с которым ему приходится столкнуться в жизни, то есть без опоры на семью. И когда семья начинает вторгаться во все области, где должно доминировать другое окружение — это плохо. Родитель не должен спорить с учителем, у которого есть монопольное право на воспитательный и образовательный процесс.
— У учителя уже нет монополии на воспитательный процесс, потому родители больше вовлечены в школьную жизнь, но никто не отменял работу, кредиты, не каждая мама может стать порядочной домохозяйкой из каких-то 50-х годов в США и посвятить жизнь школьному комитету, а тем более папа? У нас совсем другой "капитализм"?
— Это и есть общественное бытие, которое определяет общественное сознание, и звереют в результате все. Я просто хочу сказать, что звереют не только в школе. Убивают не только в школе. Можно и в детском саду такие случаи найти, и они будут одинаково ужасными. Но это в одинаковой степени примета времени.
Сейчас школа превратилась в сферу услуг, есть потребитель и есть продавец. Никогда потребитель не будет относиться к продавцу с тем уважением, с каким в советское время общество относилось к учителю. Речь не идет о наставничестве, речь не идет об обмене опытом, речь не идет о гуманизме. Речь идет об исполнении контрактных обязательств. И если учитель не исполняет эти обязательства, то противоположная сторона, как в мире бизнеса, выдвигает "неустойку", начинает использовать привычные для себя методы решения вопросов.
— И случаи, подобные тому, что мы сегодня обсуждаем, показывают, что это плохо — школа как социальный институт не может и не должна быть сферой услуг?
— В теории не должна, но на практике школа стала "рыночным местом", процесс коммерциализации привел к тому, что авторитет учителя упал, и нельзя искусственно его поднять, сказав родителям — "не лезьте в процесс обучения". Да и этого не получится, ведь это уже не та школа, как 30 или 40 лет назад, изменены учебные планы, туда черт-те что вносится, учат тоже непонятно как и чему, и у родителей, если встать на их сторону, есть совершенно обоснованное право испугаться за то, чему учат и как учат, с какой нагрузкой сталкивается ребенок, и вступиться за своих детей. Например, если их пичкают Солженицыным с утра до вечера.
Ребенок — заложник системы, а система в руках правящего класса, который не заинтересован в развитии, пользуясь терминологией самих же элит, "человеческого капитала". Он заинтересован в создании дешевой рабочей силы. То, что произошло в Волгограде, произошло не потому, что в школе что-то не так, а потому, что в обществе что-то не так. С начала деградировала школа, потом учителя и общество в целом. "Получите, распишитесь".