Первый заместитель председателя Правительства Андрей Белоусов сделал ряд любопытных заявлений в ходе интервью ТАСС. Говорил заместитель Михаила Мишустина о целях и вызовах, стоящих перед государством на пороге третьего десятилетия XXI века, а сформулированная им позиция "тянет" как минимум на программный документ то ли самого Правительства, а то ли вообще… президента страны, какую бы фамилию он не носил. Вопрос – "а что все это значит?" – мы пока оставляем открытым.
11 ноября депутаты Госдумы рассмотрели и единогласно приняли в первом чтении законопроект о Государственном совете, его статусе и полномочиях. Честно говоря, после объяснений профильного руководителя думского комитета Павла Крашенинникова вопросов к законопроекту стало едва ли не больше, чем было ранее.
В самом деле, из представленного документа не то что обывателю, даже самим депутатам мало что понятно, главный вопрос по-прежнему – что это за "зверь" такой, Госсовет? То ли это новый орган госвласти (вроде бы нет), где границы его полномочий, кто будет "населять" Госсовет и каков механизм принятия-реализации решений?
Короче говоря, ничего не прояснилось, несмотря на все героические усилия того же Крашенинникова…
А вот Белоусов, интервью которого вышло аккурат накануне рассмотрения конституционных поправок в Госдуме, включая закон о Госсовете, приоткрывает чуть-чуть тайну этого органа, процитируем первого вице-премьера: "Государственный совет – это квинтэссенция такого регионального мнения, региональных позиций. Это по большому счету расширенное правительство. Это совет губернаторов, возглавляемый президентом".
Конечно же, не сказать, что после такого заявления все встало на свои места, но все-таки это больше, чем объяснения депутата своим коллегам. Учитывая тут же сделанное продолжение темы Белоусовым о создании в регионах целой сети институтов развития и о реформировании собственно федеральных институтов развития в ближайшее время.
Создается впечатление, что в новом десятилетии предстоит серьезная перенастройка системы управления в стране, "ремонт" той самой путинской вертикали власти, которая сложилась и действует с начала "нулевых" и, очевидно, во многом исчерпала себя.
Здесь следует пояснить, что, разумеется, сам Белоусов вслух ничего подобного о вертикали не заявляет, он просто довольно осторожно, но все-таки набрасывает контуры возможного будущего для страны как минимум на десять лет вперед.
И это, конечно же, ново и необычно. Ни один чиновник такого ранга и уровня как правило не мыслит (по крайней мере, не произносит публично) в таких широких временных границах, а уж тем более не формулирует стратегические задачи, прерогатива в этом смысле до последнего времени принадлежала президенту. На наш взгляд, так Белоусов умудрился под занавес 2020 года выдать еще одно "послание" элитам, мы сейчас об этом – "это десятилетие заставит Россию и мир в корне изменить модель развития".
"Сильная идея – это идея, за которой следует действие. Или идея, которая порождает действие. Как учили нас классики – идея становится материальной силой, когда она овладевает большими массами людей", – заявляет первый вице-премьер.
По его словам, та экономическая и социальная модель, которая сложилась в мире и поддерживала равновесие, "сбоит, что, собственно, сейчас мы и наблюдаем, и вся история с кризисом ковида — она свидетельствует об этом". Вслед за моделями 90-х (доминирования США), 2000-х и 2010-х (экспансии Китая), сейчас в мире утверждается модель протекционизма. А ключевой вопрос нового десятилетия — как будет дальше обеспечиваться устойчивость экономики. "Если эта модель выработана не будет, то мы получим большие проблемы в разнице в темпах экономического роста. Мы получим сохраняющиеся волны, сохраняющееся усиление или высокую силу протекционизма", — заявляет первый зампред кабмина.
"Белоусов, как человек, которого слушает сам Владимир Путин и ему это на самом деле интересно, может себе позволить время от времени такого рода выступления. И в этом смысле "инфляционист" Белоусов выступает противником действий "монетаристов" в Правительстве, представителями которых выступают министр финансов Антон Силуанов, глава Центробанка Эльвира Набиуллина, даже Герман Греф из "Сбербанка", – комментирует Накануне.RU руководитель "Центра развития региональной политики", политолог Илья Гращенков.
По словам собеседника, Белоусов выступает за добавление денег и создание экономики нового типа, соответствующего вызовам времени, его противники придерживаются тактики "как бы не потерять последнее", а потому лучше "копить и не давать ни рубля". В крайнем случае покупать валюту, золото, американские долговые бумаги, но не пускать деньги в российскую экономику – "она и неэффективна, и воруют" и т.д. и т.п.
"Сейчас готовится достаточно масштабная реформа институтов развития, которая касается и их структуризации, организационных изменений, изменений формата их действий, целевых показателей, мотивации институтов развития и т.д. Но это взаимодополняющая история. В данном случае нет никакой конкуренции (между региональными институтами и федеральными, – прим.), вопрос в том, чтобы их соединить в некую систему, и это вопрос следующего шага", – проговаривается первый вице-премьер. Думаем, что "проговаривается" он, конечно же, неслучайно, тем более в интервью официальному агентству.
К слову, кто забыл или не в курсе – за годы президентства Дмитрия Медведева и уже восемь лет президентства Владимира Путина с 2012 года – чиновники наплодили множество структур под названием "институты развития", иногда с непонятным функционалом и еще менее понятной эффективностью. К "институтам развития" сегодня относятся 14 структур, от более или менее понятного НКО "Фонд развития моногородов" до, например, госкорпорации "Российская корпорация нанотехнологий" (привет Медведеву и Чубайсу!).
Зачастую невозможно сказать, чем занимаются люди в этих структурах и где, собственно, результаты их труда и тем более развития?
Понятно, скажем, чем занимается "ДОМ.РФ" Виталия Мутко, кто бы и как бы к нему ни относился. А кто-нибудь видел, например, реальную отдачу от деятельности ОАО "Российская венчурная компания"?
Так что реформирование в этих вопросах, как говорит Белоусов, действительно назрело, если не перезрело уже давно.
"У нас сложилось исторически, что потратить даже запланированные бюджетные деньги на проекты и программы зачастую невозможно. Просто из-за бюрократии и процедур, "подковерной" борьбы и прочего. Поэтому в свое время появились такие структуры, как "институты развития", руководители которых могли что-то вкладывать в обход существующего порядка. Эффективен ли такой путь? Не знаю, но так сложилось", – говорит политолог Илья Гращенков.
Но Белоусов рассуждает не только о набивших многим оскомину "институтах развития". Одними из важнейших проблем он называет бедность и демографию. "Что бы мы там ни говорили, размеры бедности и недостатка социальной мобильности в нашей стране — это ключевая проблема, которую мы должны решить", — считает Белоусов.
На ближайшие годы на решение стратегических целей в России, включая борьбу с бедностью как важнейший приоритет, предусмотрено выделение около 12 трлн руб. Только из средств федерального бюджета, специально подчеркивает Белоусов, потому что посчитать совокупные траты вместе с регионами не представляется сегодня возможным. Но экономика получит эти самые 12 трлн и часть средств пойдет сразу после Нового года, открывающего третье десятилетие.
По словам политолога, Белоусов недаром сейчас выглядит этаким "мечтателем" в Правительстве Михаила Мишустина, который долго руководил налоговой службой и по понятным причинам заточен на выполнение совершенно других задач и достижение других целей. "А тут поставили руководить целой страной и огромной экономикой, да еще с заместителем, который мечтает о развитии!" – иронизирует наш эксперт.
И отмечает, что в самом Правительстве и среди крупного российского бизнеса Андрею Белоусову с подобными идеями по большому счету опереться не на кого. В кабинете давно и прочно правят бал сторонники изъятия денег из экономики и складывания их в различные "кубышки", с бизнесом история другая.
"Во-первых, представители крупного бизнеса типа того же Владимира Потанина и "Норникеля" давно играют по своим и сложившимся правилам, они больше ориентированы на международные рынки, а не на внутренне развитие. Во-вторых, к Белоусову "крупняк" не может не относиться с настороженностью после его идей о введении дополнительных налогов и сборов, все помнят эту историю", – говорит Гращенков.
Напомним, что два года назад Белоусов, тогда еще помощник президента России, сделал взорвавшее информационную повестку заявление о необходимости "раскулачить" крупный российский бизнес (металлурги и нефтяники) и речь-то тогда шла о каких-то "жалких" 500 млрд руб. Что тут началось, было даже заявление специальное от РСПП и прочих лоббистских центров!
Напрягшийся крупный бизнес и олигархов тогда трогать не стали, договорившись с ними о вложениях в социальную инфраструктуру страны на основе добровольности. Но случился 2020 год, пандемия, и в некотором роде буквально та же идея была реализована совсем недавно при верстке бюджета, "крупняк" повозмущался, но согласился на изъятия.
"Конечно, Белоусов один из немногих, кто и вправду имеет свой взгляд на будущее России, её экономику и политику, обладает собственным think-tank – АСИ (Агентство стратегических инициатив, – прим.) – и вполне может рассматриваться как вероятный игрок на скамейке президентских преемников", – указывает Илья Гращенков.
Насчет преемничества не знаем, разумеется, да и никто пока в принципе контуры будущего транзита власти не может даже приблизительно обозначить. Но то, что Путин хорошо относится к Белоусову, и, например, к руководителю АСИ Светлане Чупшевой, с которой встречается лично – факт.
Пожалуй, на данном тезисе и можно смело остановиться на сегодняшний день. Идет поиск новых идей и концепций для развития страны, а как все сложится на практике, покажет не такое уж отдаленное будущее.