Естественная убыль населения России за первую половину 2020 года возросла на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 300 тыс. человек. Появились пугающие прогнозы Правительства об увеличении убыли населения в 10 раз на фоне пандемии коронавируса и сокращении численности жителей страны на 1,2 млн через пять лет. По мнению экспертов, на смертность могла повлиять не столько пандемия, сколько связанные с ней ограничения. Подробности – в материале Накануне.RU.
По итогам 2020 года общая численность населения России может сократиться на 352,5 тыс. человек, что в 10 раз выше, чем в 2019 году, следует из октябрьской версии проекта единого плана Правительства по достижению национальных целей развития России на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Выдержки из документа приводит РБК.
В августовском варианте проекта правительственного плана ожидалось, что сокращение численности населения составит 158 тыс. человек, а с 2022 года начнется прирост населения. Выход на положительные темпы прироста предполагается только в 2030 году.
Россия, действительно, вымирает ускоряющимися темпами, констатирует член рабочей группы по демографической и семейной политике экспертного совета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук Алексей Ульянов.
"Самое главное, что у нас наблюдается значительный скачок смертности – порядка 25%, что явно не бьётся с цифрами, которые даёт официальная статистика по причине смертности от коронавируса. Этот рост значительно больше", – заметил эксперт.
По его словам, причины увеличения показателей смертности могут быть разные. И дело не только в коронавирусе.
"Возможно, не все факторы, связанные с ковидом, учитываются, об этом официальные власти, Росстат и говорят. Действительно, косвенно ситуация с коронавирусом влияет на население, и когда человек умирает, может быть комплекс причин, а коронвирус – одна из них. Те ограничения, которые вводились в апреле-мае, не только ударили по экономике, но и могли сказаться на смертности. Людей изолировали. И, возможно, не ковид, а алкоголизм, депрессия, стресс могли стать причинами смертности", – добавил Алексей Ульянов.
Экономист считает правильным решением отказ от жестких ограничительных мер во время второй волны пандемии. Он привёл в пример Швецию, где властям не пришлось жертвовать экономикой ради приведения в норму показателей смертности.
"Похожая политика – в азиатских странах. В Китае снова высокие темпы экономического роста на фоне мощных эффективных мер борьбы с коронавирусом", – заметил он на пресс-конференции в НСН.
"Если говорить в целом о рождаемости и смертности, то Россия находится в катастрофической ситуации, а мы продолжаем вымирать", – констатировал Ульянов, подчеркнув, что в этой ситуации необходимы решительные меры по снижению смертности, стимулированию роста рождаемости и организации "разумной" миграции.
"Наше предложение – ввести маткапитал на третьего ребёнка, его размер может быть 1-1,2 млн руб. Такая мера поддержки могла бы улучшить ситуацию. Тогда семьи с тремя детьми стали бы не исключением, как сейчас. Иначе просто демографию не вытянуть", – отметил он.
По его словам, также стимулировать рост рождаемости можно, запретив нелегальные абортарии, рекламирующие избавление от нежелательной беременности в день обращения, а также помощь женщинам в сложной жизненной ситуации.
Что касается смертности, то снизить показатели помогло бы подорожание крепкого алкоголя, считает Ульянов.
"Раза в 2-3 дороже бутылка водки должна стоить, чем бутылка отечественного столового вина. Тогда население будет переходить на менее крепкие алкогольные напитки", – считает он.
Сейчас, по данным эксперта, в России произошла "тихая алкогольная революция": россияне стали меньше пить. Однако потребление алкоголя на душу населения по-прежнему достигает критических значений: 9 литров при предельных 8, установленных Всемирной организацией здравоохранения.
А вот надежда на то, что самоизоляция простимулирует рождаемость "от нечего делать", не оправдались, отмечает главный внештатный специалист Минздрава России по репродуктивному здоровью, эксперт ОНФ, член-корреспондент РАН, профессор Олег Аполихин.
"Люди больше размножаться не стали. Резко выросло не количество беременностей, а средств профилактики зачатия", – отметил он.
По мнению врача, улучшить демографию могли бы экономические меры: