Аналитика


Роскомнадзор vs YouTube: замах на рубль — удар на копейку?
Общество | В России | За рубежом

Накануне по всему российскому сегменту интернета прокатился не то скандал, не то новый мем – Роскомнадзор отправил жалобы на видеохостинг YouTube, потому что программа "Соловьев Live" вдруг перестала попадать в тренды. В ведомстве посчитали, что на канал таким образом наложили ограничения и не допускают до зрителей. И тут интересны детали – ведь никто не задумывался, что обычная болтология и крики Соловьева уже настолько всем приелись, что он просто теряет интерес? Никто ведь не задумывался, что в тренды попадают не через жалобы и бумажки, а через интерес аудитории? И конечно, никто в РКН до этого не думал над возвращением ютуб-канала "Царьград" или "News Front" – зачем? Соловьев — наше всё.

Он оказался настолько дорог для пропаганды, что за него "впряглись" даже "единороссы" и внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий контрсанкции против зарубежных интернет-площадок, которые ограничивают российские СМИ, в частности, речь идет о Twitter, Facebook и YouTube. В качестве таких санкций будут предусматриваться блокировка, замедление траффика и административные штрафы.

Теперь всем интересно, чем же кончится это противостояние, впрочем, пока это выглядит, как замах на рубль с ударом на копейку. Своим мнением о ситуации с Накануне.RU поделился доктор политических наук Сергей Обухов.

– Не первый раз Роскомнадзор воюет с интернет-платформами, на ваш взгляд, будут ли успешны очередные жалобы?

(2018)|Фото: Накануне.RU– Я тоже как-то столкнулся с тем, что не мог в одной из соцсетей достучаться до российского представительства, чтобы устранить конфликтную ситуацию. Думаю, что объективная проблема существует, мы должны иметь какое-то влияние на эти соцсети в РФ. Но мы же понимаем, что телятя может поймать волка, но кто кого съест в этой ситуации?

По крайней мере, мне представляется вся эта операция крайне проблематичной, но это не значит, что не нужно защищать цифровой суверенитет страны.

– Замах на рубль – удар на копейку?

– Пока это выглядит именно так. Вспомним бедного господина Трампа, которого поливают все соцсети. Он, вроде, хозяин величайшей империи мира, но ничего не может сделать с этими глобальными структурами. Я понимаю, что Трамп пошёл по другому пути, он просто пытается сделать свои аналоги, но у нас уже есть свои "Вконтакте" и "Телеграм"– и мы же сами собственные соцсети гнобили с большим успехом, но недогнобили.

То есть проблема глобального управления и глобальной цензуры действительно есть. И если мы хотим сохранить какие-то остатки суверенитета, то должны трепыхаться и что-то делать. Просто мне сомнительно, что в нынешнем состоянии РФ способна трепыхаться.

Телеведущий Владимир Соловьев. (2020)|Фото: YouTube / Соловьев Live

– А что касается "Соловьев Live"?

– Тут все понятно. Они же не требуют, чтобы в тренды ютуба вышел канал, например, "Красная линия" или "НаканунеТВ"? Они пишут, чтобы вышел Соловьёв – главный пропагандист этой власти. Тут всё прозрачно и понятно.

– И если вводят запреты и ограничения, неплохо бы предложить альтернативу?

– Ну когда-то же был "РуТьюб", и где он сейчас? Все идеи, которые сейчас высказываются, они не новы, эта же власть это всё рубила на корню и не пропускала. Вспомните предложение по национальной платёжной системе – только когда жареный петух клюнул, стали создавать "Мир", а до этого "Единая Россия", Правительство и ЦБ все предложения отклоняли. Так и сейчас – давайте развивать свои платформы, но кишка тонка.

У нас пока единственные высокотехнологичные остатки – это ВПК да Роскосмос. Но и в Роскосмосе песни поют, пока Илон Маск заряжает. Так что всё и здесь печально.

(2020)|Фото: permkrai.ru

– И почему всё обязательно должно регулироваться ведомствами, жалобами и штрафами? Разве не мог Соловьев просто надоесть?

– В идеале, конечно, надо провести исследование, но будет у нас это делать Правительство? Сомневаюсь. Независимых социологических служб, которые могли бы проверить это, нет. Был бы "РуТьюб", они бы говорили – вот там такого быть не может, Соловьев в тренде. Понятно, что всё это ангажировано политически.



Евгений Иванов