Сотрудники станции "Скорой медицинской помощи" (ССМП) Нижнего Тагила, на которой собираются сократить более 150 человек из-за перевода на аутсорсинг, намерены через прокуратуру добиться отмены договора с "дочкой" "Ростеха". Как рассказал Накануне.RU председатель первичной профсоюзной организации МПРЗ "Действие" в ГБУЗ "Городская ССМП г. Нижний Тагил", водитель автомобиля "скорой помощи" Михаил Смольников, поводом могут быть якобы допущенные в контракте нарушения, которые касаются не только формулировок, позволяющих, вероятно, избегать налогообложения, но также условий труда сотрудников и огромной разницы с другими станциями при установке стоимости одного машино-часа. Подробности – в нашем материале.
2 декабря в Нижнем Тагиле прошел круглый стол, посвященный проблеме перевода "скорых" во втором по величине городе Свердловской области на аутсорсинг. К сожалению, приглашенные гости из числа чиновников и руководства станции, которые смогли бы прояснить ситуацию, не явились. Среди таковых оказались: замгубернатора Свердловской области и министр финансов региона Галина Кулаченко, министр здравоохранения области Андрей Карлов, министр экономики и территориального развития Свердловской области Денис Мамонтов, глава Нижнего Тагила Владислав Пинаев, руководство ГБУЗ "Городская ССМП г. Нижний Тагил" и депутаты Госдумы РФ и ЗакСО.
Так что ситуацию пришлось обсуждать в кругу самих сотруднкиов, профактивистов и экспертов отрасли.
Так, например, координатор МПРЗ "Действие" по Самарской области, водитель автомобиля "скорой помощи" Александр Митрофанов рассказал, что у них после перевода на аутсорсинг "скорая" вместе со всеми сотрудниками как таковая "уходит из-под крыла" ФОМС. И любой не гарантийный случай при повреждении автомобиля или оборудования (что не является редкостью) может ударить по карманам водителей и фельдшеров.
По его словам, в их регионе это привело к тому, что водители неотложек отказываются подъезжать к подъезду, если его окружают ветки, которые могут повредить лако-красочное покрытие автомобиля. Медики в свою очередь не понимают, почему приехав на машине, им приходится еще идти пешком (а иногда и по неосвещенным улицам и в холод). Сотрудники "скорых" также протестуют против того, чтобы нести госпитализированного человека 100 м до машины только потому, что автомобиль может поцарапаться. В итоге, если водитель все же "сдается" и с транспортом что-то случается, каждый из бригады в докладной винит другого, что приводит к разобщенности коллектива и элементарному нежеланию работать.
И уже совершенно обычная для их региона история, когда спустя всего несколько месяцев аутсорсер переписывает трудовой договор в связи с приходом в компанию нового работодателя. Как отметила руководитель юридического отдела МПРЗ "Действие" Анастасия Манзя, зачастую люди даже не видят свой трудовой договор и не имеют на руках документа, который мог бы их защитить.
Совокупность всех этих факторов приводит к массовому увольнению водителей. На их место берут неопытных новичков, которые в условиях дефицита кадров почти полностью замещают ставки. По итогу, в Самарской области за первый месяц такой работы (в мае) было зарегистрировано девять ДТП с участием карет "скорой помощи", семь из которых управлялись как раз-таки водителями-новичками.
Но это еще цветочки, а один из самых неблагоприятных исходов – забастовка, вследствие чего, при полном переходе муниципалитета на аутсорсинг, "встанет" вся "скорая". Вообще в соответствии с законодательной базой РФ, сотрудники, оказывающие услуги медицинской помощи, не могут бастовать. Однако коллизия в том, что заказчик приобретает не "услуги медпомощи", а только "транспортные услуги", что снимает с недовольных водителей ограничения и дает полную свободу действий.
Но за этим скрывается еще одна проблема – "камуфлирование услуги под деятельность скорой помощи".
По словам эксперта по государственно-частному партнерству в здравоохранении Татьяны Валуевой, для закупок в Свердловской области выбрана довольно запутанная формулировка: "Услуги по обеспечению деятельности медицинских учреждений скорой медицинской помощи, а именно выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации". Аналогичная формулировка применялась ранее в 15 открытых конкурсах и электронных аукционах, проведенных в период с 2015 по 2020 гг. в Чувашской республики, Волгоградской, Ленинградской, Самарской и Кемеровской областях (на текущий момент 25 контрактов регионами расторгнуто).
Как заявляет эксперт, таким образом, аутсорсером предоставляется исключительно транспортная услуга. Из этого, возможно, следует, что действия заказчика и участников электронных конкурсов содержат признаки мошенничества и направлены на хищение путем обмана и злоупотребления доверием бюджетных средств, а также средств из внебюджетных фондов. Повторимся, таково мнение эксперта, но мнение, к которому стоило бы прислушаться, в том числе и компетентным органам.
Татьяна Валуева поясняет, что транспортные услуги не оплачивается за счет средств, полученных из ФОМС. Более того, таким образом заказчик соблюдает интересы конкретного поставщика, который, возможно, намеревается уйти от уплаты НДС за оказываемые услуги. Дело в том, что услуги скорой помощи НДС не облагаются, а вот у транспортных услуг НДС приравнивается к 20%. Сейчас же, как и в прошлых годах, в Свердловской области используется формулировка "услуги по аренде легковых автомобилей с водителем", что, возможно, также вводит в заблуждение.
Несмотря на это, все предыдущие практики использования в регионах лукавых формулировок и кодов ОКПД не спасли поставщиков от НДС.
При анализе опубликованной конкурсной документации в отношении ССМП Нижнего Тагила остается неясным и то, будет ли ГБУЗ передавать аутсорсеру свои площади для хранения автомобилей и отдыха персонала. Если да, то на каких условиях и в рамках какой процедуры? Также неизвестно, что произойдет с автомобилями по истечении трех лет, а ведь штата собственных водителей и сервисного оборудования уже не будет.
Помимо этого поставщиком услуги в Свердловской области будет новое юридическое лицо, работающие под патронажем АНО "АИСС", ООО "РТ-Социальная сфера", о чем заявляется публично. Эта компания не имеет в Свердловской области ни штата сотрудников, ни стоянок и помещений, позволяющих оказывать приобретаемую регионом услугу. Отсюда, по мнению Валуевой, и столь лояльные условия открытого конкурса.
"На плечи аутсорсера возложена ответственность за готовность медоборудования фельдшерской машины и реанимации медпомощи: заправлены ли кислородные баллоны, есть ли они для проезда по всей трассе, заряжены ли дефибрилляторы, работают ли аккумуляторы во всем оборудовании. Для всего этого необходима медподготовка. Конечно, можно и нанять специального человека, но стоит вдуматься, что тот, кто оказывает транспортную услугу, несет ответственность за то, сможет ли врач оказать медицинскую помощь. Это один из самых высоких рисков, который может возникать. Конкретно этот пункт ответственности в контракте не прописан", – сообщила координатор МПРЗ "Действие" по Свердловской области, врач Надежда Елисеева.
Также Татьяна Валуева заявляет, что медицинское учреждение Свердловской области при формировании начальной максимальной цены контракта (НМЦК) установило антирекорд России. Так, например, разница между Самарской областью и Свердловской, а конкретно Нижним Тагилом – 190 млн руб., хотя машин приобретается в два раза меньше, да и автопарк скорых в Нижнем Тагиле не требует радикальной замены, как это было в Самарской области.
В проводимых на Среднем Урале конкурсах (на документе выше красным выделены снизу вверх Первоуральск, Нижний Тагил и Каменск-Уральский) стоимость машино-часа на 30% выше, чем по аналогичным процедурам, проведенным в Самарской, Кемеровской и Волгоградской областях. На основании вышеприведенной информации из открытых источников можно предположить, что общая сумма завышения цены по трем проводимым в Свердловской области открытым конкурсам составляет не менее 380 млн руб. Для сравнения, на эти деньги, по словам Валуевой, можно было бы приобрести не менее 80 автомобилей "скорой помощи" со всем необходимым оборудованием. Однако, из-за усложненной процедуры передачи средств, которую включает в себя система аутсорсинга, деньги не будут поступать напрямую на зарплаты медикам и водителям, ремонт техники и т.д. Вместо этого, проходя через длинную цепь "формальностей и документооборота", средства могут идти куда угодно, но не на первоначальную цель финансирования.
Откуда ГБУЗ взяла такие тарифы, какая в таком случае должна быть зарплата у водителей скорой помощи – все эти вопросы на данный момент остаются без ответа, хотя подписание контракта в Нижнем Тагиле – это уже вопрос ближайшего времени. Сейчас, как отметила Анастасия Манзя: "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих" и потому самим сотрудникам ССМП необходимо подключать всевозможные ресурсы для решения проблемы.
Эксперты подчеркнули, что сам аутсорсинг не является чем-то плохим, однако, в том же Пермском крае использовался только как инструмент по замене технопарка, в чем Нижний Тагил, повторимся, особо не нуждается. В Свердловской области этот инструмент частно-государственного партнерства пытаются ввести как систему, полностью замещающую услуги оказания медицинской помощи, которая при нынешних условиях крайне негативно скажется на текучке медицинских кадров, формировании и соблюдении трудовых договоров, а также на бюджете региона и главное – здоровье, безопасности и жизни граждан.
Мы направили запрос в "Ростех" с просьбой прокомментировать планы по работе своей "дочки" в Свердловской области и заявления работников тагильской станции, однако ответ пока не получили.
В настоящее время сотрудники ССМП Нижнего Тагила намерены обратиться в прокуратуру и через нее добиться отмены конкурса.