Подходы к оплате труда бюджетников необходимо пересмотреть. Такой вывод сделала Счетная палата (СП) по результатам анализа выполнения президентских майских указов 2012 года в части увеличения средней заработной платы бюджетников: учителей, преподавателей вузов, врачей, медперсонала, соцработников, работников учреждений культуры и научных сотрудников. Контрольный орган опубликовал отчет о результатах с предложениями, который проанализировало Накануне.RU.
По данным Росстата, значения средней заработной платы (СЗП) в целом по России не были достигнуты в 2014 году по 5 категориям работников из 12 "указных", в последующие годы — по 4-8. Причем по ряду категорий эта проблема имеет системный характер. Например, в 2013-2019 гг. ни разу не был выполнен показатель по повышению СЗП педагогических работников дошкольных учреждений. А в 2019 году в половине регионов не достигнут плановый показатель по зарплате работников детсадов и младшего медперсонала. В то же время преподавателям вузов, научным сотрудникам и работникам культуры зарплата повышалась своевременно.
Выявлено, что существует дисбаланс в оплате труда работников, предусмотренных и не предусмотренных указами, нет обоснованной дифференциации в оплате труда квалифицированных и неквалифицированных работников, нет зависимости размера зарплаты от квалификации работника и сложности выполняемой им работы. Все это негативно влияет на бюджетную сферу, приводит к кадровому дефициту, создает недовольство работников.
В целом по России СЗП в 2012-2019 гг. официально выросла в 1,8 раза, при этом в здравоохранении и социальной сфере — в 2,1 раза (с 20,6 до 43,1 тыс.), в образовании — в 1,95 раза (с 19 до 37 тыс.).
Аудитор Сергей Штогрин отметил на коллегии СП такой недостаток, как повышение зарплат в условиях децентрализации системы оплаты труда. На федеральном и региональном уровнях применяются различные системы расчета и выплаты зарплат. Так, регионы самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда подведомственных госучреждений. В результате ставки по одним и тем же должностям в разных регионах отличаются в разы. Например, в Тамбовской области рекомендуемый оклад библиотекаря составляет 9 359 рублей, а в Пермском крае – позорные (иначе не скажешь) 2 755 рублей.
СП также установила, что при повышении зарплаты значительное внимание уделялось стимулирующим выплатам, что привело к снижению в структуре зарплаты доли ее постоянной части. Рекомендации же Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, касающиеся увеличения доли гарантированных выплат по должностным окладам медицинских, педагогических работников и работников культуры, не выполнялись.
Штогрин отметил, что внутри бюджетных учреждений руководство иногда проводит манипуляции, переводя работников из одной категории в другую, в результате чего одним зарплата повышается, а другим — нет. Как же тут не вспомнить пресловутое разжалование санитарок в уборщицы, что до коронавируса приобрело массовый характер?
Свою роль сыграло и в принципе сокращение кадров, называемое "оптимизацией", что привело к повышению нагрузки на бюджетников. Например, на одного соцработника – на 67%. Выросла нагрузка на воспитателей, учителей, преподавателей вузов.
Средняя зарплата воспитателей в детсадах в 2019 году составила 34 тыс. руб., учителей школ — 41 тыс., преподавателей вузов — 90 тыс., научных сотрудников — 106 тыс., младшего медперсонала — 36 тыс., врачей — 81 тыс., работников культуры — 41 тыс. В целом по 12 категориям бюджетников — 48 тыс. Естественно, это зарплата "грязными" и в целом по стране, по регионам же наблюдается большая разница. Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв отмечает, что эта разница способствует оттоку кадров из многих регионов.
При этом в результате инициированных властями сокращений численность рассматриваемых категорий бюджетников стала меньше на 15%. В том числе численность младшего медицинского персонала за 2013-2019 гг. сократилась в 2,5 раза (!), соцработников и научных сотрудников – в 1,5 раза, преподавателей вузов и работников культуры — в 1,4 раза. Выросла только численность работников детсадов и школ, но лишь по причине роста рождаемости в предыдущие годы.
Интересно, что в 2015 году была скорректирована методика расчета СЗП по региону, что привело к ее номинальному снижению на 10%. Это привело к тому, что достичь целевых показателей по зарплате стало проще, то есть достаточно на столько же платить меньше, чтобы выполнить майский указ.
В 2019 году требуемый уровень зарплаты был достигнут только для пяти из 12 категорий. Правда, еще для четырех "недобор" не превысил 5%.
Таким образом, подводя итоги, можно констатировать, что процесс повышения зарплат бюджетникам в последние годы шел параллельно сокращению их численности и увеличению нагрузки на оставшихся. В силу этого "чистое" повышение зарплат с учетом инфляции будет намного меньше, чем "реальное". Настоящее реальное повышение — это с учетом увеличения нагрузки, просчитать которое довольно сложно, поскольку нормируется только номинальная нагрузка, а не та, которую фактически вынужден выполнять работник. Все это ставит под вопрос те цифры роста зарплат, которые приводит Росстат. Хотя он, безусловно, есть.
По итогам анализа СП рекомендовала:
Как заявила замминистра труда и социальной защиты Елена Мухтиярова, Правительство уже начало работу по систематизации требований к оплате труда бюджетников. Почему на складывавшийся аж восемь лет перекос обратили внимание только сейчас – вопрос, наверное, риторический. Клюнул жареный петух — коронавирус, и проблемы с оплатой труда медиков и с оснащенностью кадрами в регионах встали во весь рост.