Аналитика


Мертвой дороге на Ямале дали жизнь: начатая при Сталине вековая стройка будет завершена
Экономика | Ямало-Ненецкий АО | Уральский ФО | В России | В бывшем СССР

Открытие круглогодичного движения на трассе Салехард - Надым стало в уходящем году одним из главных событий для Ямало-Ненецкого автономного округа и не только для этого региона. Дорога имеет историческое значение — это долгожданное объединение западной и восточной частей автономии и продолжение легендарной "501 сталинской стройки".

Во время торжественной церемонии старта автомобильного движения, которое состоялось 9 декабря, губернатор Дмитрий Артюхов отметил, что открытие проезда обеспечит новое качество жизни северян, непрерывное безопасное транспортное сообщение, а также поможет развитию бизнеса: привлечет крупные сетевые компании, поспособствует расширению конкурентной среды, создаст новые рабочие места.

Трасса, карта, Салехард - Надым(2020)|Фото: Правительство Ямала

Из 344 км — такова общая протяженность артерии — только 161 км, включая участок Салехард - Аксарка, выполнены в твердом покрытии. Еще 183 км — из песчано-гравийной смеси. Трасса является технически сложным проектом, здесь проложено 53 моста и 46 оленьих переходов. В строительстве было задействовано более 25 дорожных организаций. В пиковый период на объекте работало более 2 тыс. специалистов и более 300 единиц техники.

Несмотря на то, что трасса уже открыта для проезда, работы на ней не завершены. Строители отмечают, что из-за особенностей возведения дороги в условиях Крайнего Севера необходимо подождать хотя бы год, чтобы она "отстоялась", понаблюдать за ней, поскольку "если грунт поведет себя не так, ее будет сложнее ремонтировать".

Дмитрий Артюхов, дорога Салехард-Надым(2020)|Фото: yanao.ru

Ждать ямальцам не привыкать, открытия даже такой автотрассы, с песком и щебнем, жители региона ждали невероятно долго. Официально разработка проекта шла с 2005 года, строительство — с 2011 года. Фактически же связать западную и восточную части Ямала должна была железная дорога еще в прошлом столетии во времена освоения Севера, которое было просто невозможно без регулярного сообщения с Большой землей.

Мертвая дорога

Трансполярную магистраль, известную также под названиями "501 стройка", "503 стройка", "Мертвая дорога", начали строить в 1947 году. На сооружении работало до 80 000 человек. Основной силой были заключенные ГУЛАГа.

Магистраль начиналась от станции Чум в Республике Коми и тянулась на восток. Общая запланированная длина дороги Чум – Салехард – Игарка составляла 1263 км (а до Дудинки – 1500 км). Для скорейшего завершения тянули ветки во встречных направлениях: из Салехарда на восток двигалось Обское строительное управление №501, а из Игарки ему навстречу шло Енисейское строительное управление №503. Встретиться должны были в районе Уренгоя на реке Пур.

501 стройка, 503 стройка, трансполярная магистраль, карта(2020)|Фото: twitter.com/stepani08807448

По одной из версий, конечной целью этого грандиозного строительства было создание порта и военной базы в Игарке на Енисее. Железная дорога, пролегающая вдоль Северного морского пути, позволила бы создать сеть военных объектов, прежде всего противовоздушной обороны, для защиты северных рубежей СССР.

Завершить масштабный проект так и не удалось. Остатки стройки века медленно умирают, но пока еще напоминают о силе духа советских людей.

501 стройка, трансполярная магистраль, рельсы(2020)|Фото:  Игорь Первый | vk.com/stroika.gulag

501 стройка, 503 стройка, трансполярная магистраль, рельсы, поезд(2020)|Фото: vk.com/stroika.gulag

Как сообщила Накануне.RU сотрудник Музея истории и археологии Надыма Алена Заборовская, проект был задуман до открытия месторождений, Север тогда был еще не изучен. И точно никто не знает, какую именно цель Сталин преследовал, отдав приказ о начале строительства.

"Во время экспедиции на "501 стройку" меня больше всего поразила масштабность. Когда ты изучаешь документы, смотришь фотографии — это одно. Когда ты видишь в живую все постройки, которые все еще стоят, спустя 70 лет, без всякого ухода, всякой охраны — это совсем другое. В одном из лагерей, оставшихся на месте строительства, сохранилось какое-то подсобное помещение. В нем были кованые гвозди: все это делалось вручную, в условиях постоянного холода. Не было таких условий, как сейчас, не было проектов. Это адский труд, неимоверный труд. Делалось это все силами заключенных. Из них была сформирована передовая бригада, в которую вошли инженеры, массовики. Проект проводился без первоначальных расчетов. Сами заключенные делали все расчеты, проводили изыскания и сделали план застройки. И есть участки, где хоть сейчас можно пускать поезд", — рассказала она.

501 стройка, трансполярная магистраль, рельсы, мост(2020)|Фото: Алексей Дементьев | @dementev_aleksey.v

501 стройка, трансполярная магистраль, рельсы, поезд(2020)|Фото: @zefirfromspb

Согласно информации из открытых источников, участок Салехард — Надым полностью заброшен с 1953 года и до начала строительства Северного широтного хода. Но до начала 1990-х годов железная дорога хотя бы использовалась связистами для обслуживания линии связи Салехард-Надым. Состояние железнодорожного полотна к 1990-м году можно оценить по отчету экспедиции Антона Кротова. По его словам, вскоре после упразднения линии связи 92 км рельсов, начиная от Салехарда, собрала и вывезла какая-то фирма, позарившаяся на ценную Демидовскую сталь.

Участник экспедиции, учредитель регионального отделения Русского географического общества в ЯНАО Игорь Кузнецов во время разговора с корреспондентом Накануне.RU о старом участке дороги "Салехард - Надым" отметил, что идея строительства трансполярной магистрали якобы принадлежала отнюдь не Сталину. О ней говорили еще раньше. Просто во времена Сталина проект начали воплощать в жизнь. И строилась не только основная, но и техническая дорога, по которой завозили материалы для капитальной магистрали.

501 стройка, трансполярная магистраль, рельсы, мост(2020)|Фото: @mamkin_sibyriak

"Многие думают, что деревянная дорога такой и должна была быть. Но на самом деле это не так. Дорога с деревянными шпалами, которая строилась, не основная. Это техническая дорога, по которой начинали завозить материалы для капитальной дороги. Ближе к Салехарду в 200-100 км на двух речках там уже стоят железобетонные опоры", — отметил он.

По мнению экспертов, строительство современной дороги полностью отвечает замыслам тех лет — освоение Севера, добыча ресурсов и их перевозка. Сегодня масштабный советский проект воплощается в жизнь — причем даже шире, чем раньше.

501 стройка, трансполярная магистраль(2020)|Фото: Егор Соловьев | vk.com/solovevegor

Северный широтный ход

После смерти Сталина в 1953 году стройка была остановлена. Некоторые участки Трансполярной магистрали позднее вошли в состав Северной железной дороги, некоторые смогли эксплуатироваться лишь после реконструкции в 1980- годах, а отдельные отрезки остались заброшенными. В настоящее время работающий участок заканчивается в Лабытнанги, далее проходит по болотистому северу Западно-Сибирской равнины. Конечный участок "Ермаково — Игарка" также находился за Северным полярным кругом.

501 стройка, 503 стройка, трансполярная магистраль, карта(2020)|Фото: vk.com/stroika.gulag

К идее создания единой железнодорожной магистрали на Севере вернулись только в начале 2000-х годов, когда в Арктике уже активно велась добыча нефти и газа.

"Если бы дорогу смогли построить во времена СССР, то развитие Севера шло бы гораздо быстрее. Задумка в любом случае была нужной и необходимой. И то, что сейчас возобновляют строительство, это только подтверждает ее нужность. Дорога, которую сейчас будут строить, пройдет фактически по старой дороге. Изыскания, которые проводились тогда, оказались верными, наиболее удобными, наиболее выгодными. В любом случае, сталинский проект должен быть воплощен и сейчас фактически продолжается", — отметила Алена Заборовская.

памятник 501 стройке, 501 стройка, Салехард, паровоз(2015)|Фото: Накануне.ru

Речь идет о проекте "Северный широтный ход", который был включен в "Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года". По размаху проект даже несколько шире, чем планировалось раньше. Как отмечает Игорь Кузнецов, связано это с открытыми месторождениями.

"Дорогу сделали еще более выгодной. Например, железная дорога, которая ушла на полуостров Ямал, — изначально такого в планах не было. Сейчас автодорога идет немного не так, как старая железная дорога. Она идет на Аксарку, а железная дорога на Аксарку не поворачивала, она шла прямо вдоль реки Полуй до Салехарда. Один участок с поворотом сделан и он обойден. Автодорога не просто автодорогой останется, планируется строительство железной дороги. Насколько она будет совпадать, точно сказать не могу, но, скорее всего, она будет идти рядом с автодорогой, где-то ее пересекать", — отметил он.

Чтобы сохранить память о вековой стройке прошлого столетия, которую может стереть новое строительство, Музей истории и археологии Надыма провел экспедицию, чтобы забрать крупные артефакты, которые еще уцелели и которые еще можно спасти. Были собраны фрагменты рельс со старыми клеймами: с демидовским клеймом, немецкие отрезки дореволюционных рельс — 1881 года. Эти фрагменты были перевезены в музей, где планируется создание масштабной экспозиции, посвященной 501 стройке — на площади 100 кв. м.

501 стройка, трансполярная магистраль, рельсы(2020)|Фото: Дмитрий Яковлев | vk.com/stroika.gulag

СШХ предполагает строительство: моста через Обь между Салехардом и Лабытнанги, железнодорожной линии Салехард - Надым и железнодорожной части мостового перехода через реку Надым. Также в проект входит реконструкция железнодорожного участка Надым - Пангоды, Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево, Коноша - Котлас - Чум - Лабытнанги, в том числе станции Обской.

Основной целью проекта является обеспечение пропуска 23,9 млн тонн груза, сокращение протяженности транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Белого, Баренцева морей, а также развитие Арктической зоны РФ. Планируется, что СШХ поможет разгрузить Свердловскую железную дорогу и Транссибирскую магистраль и в итоге соединить транспортную систему России с Севморпутем (СМП).

Продолжением СШХ выступает проект Северный широтных ход – 2. Он предполагает создание железнодорожной ветки до Сабетты. За счет этого отрезка пути Северную железную дорогу удастся соединить с Севморпутем. Предполагается, что СШХ-2 позволит сделать СШХ более экономически привлекательным, а соединение железной дороги с портом позволит увеличить грузопоток по СМП.

Северный широтный ход(2018)|Фото: Пресс-служба губернатора ЯНАО

Однако в октябре текущего года стало известно, что реализация СШХ в очередной раз откладывается — в проекте федерального бюджета на него не предусмотрели финансирования. На решение повлияла ситуация с пандемией коронавируса и падение экономики. Средства в сумме более 10 млрд руб. были перераспределены на другие цели. По данным "ЯмалPRO", проектно-изыскательская деятельность продолжается, в четвертом квартале 2020 - первом квартале 2021 года планируется завершить основной объем проектирования и направить документацию на государственную экспертизу. Это позволит, опять же, при наличии финансирования, приступить к строительно-монтажным работам не раньше второй половины 2021 года.

Эксперты полагают, что, несмотря на отсрочки, дорога жизни все же будет построена.



Ксения Теплякова