В Тюмени продолжают выяснять обстоятельства смертельного пожара в доме престарелых, где погибли семеро постояльцев. Трагедия вскрыла морально-нравственную сторону организации пребывания пожилых россиян в пансионатах. Эксперты полагают, что, с одной стороны, спрос на такие учреждения рождает предложение, с другой, в России есть регионы, где такого понятия, как дом престарелых, не существует, отсюда и их нелегальная деятельность, которую никто не проверяет.
Трагедия произошла 9 января. Вечером в посёлке Боровский в пожаре в частном доме на ул. Трактовой погибли семь человек. В здании находился нелегальный пансионат для престарелых. Следственный комитет возбудил уголовное дело, губернатор Александр Моор взял расследование под личный контроль. Владелица нелегального дома престарелых задержана. Сообщалось, что она оказалась единственной, кто был зарегистрирован по этому адресу. В момент пожара женщина находилась внутри. Она и ещё двое пенсионеров выжили.
Позже в сети появился фрагмент предполагаемого разговора хозяйки сгоревшего дома престарелых в посёлке Боровский с другом, которого дама позже попросила спасти лишь двух обитателей строения. В коротком фрагменте, который приводит Telegram-канал "Life shot", владелица взволнованным голосом спрашивает, следует ли ей "отрубать электричество" на втором этаже, потому что "горит баня". Собеседник отвечает, что "надо спокойно взять лопату и закидать огонь снегом". Предположительно, этот звонок был сделан до звонка пожарным, из-за чего могло быть потеряно драгоценное время.
Депутат Тюменской областной думы Артём Зайцев в разговоре с Накануне.RU отметил, что в какой-то момент "государство запустило тему" домов престарелых. В начале 00-ых социальная сфера была "убита в зачатке", и если вопрос с детскими домами решён, то аналогичная тема с пенсионерами "не раскрыта".
"Я недавно был в одном доме престарелых, когда поздравлял ветерана. Условия там хорошие. Понятно, что нам всех проблем там, возможно, не рассказали, но тем не менее. Если ситуацию с детскими домами государство смогло как-то решить, то с пенсионерами – нет. Если есть спрос, возникает предложение. Другое дело, мне не ясно, почему дети "сплавляют" своих родителей", – сказал Зайцев.
Решить проблему можно пересмотром работы подобных учреждений. "Если есть спрос, власть должна взять на себя ответственность и беспокоиться о своих гражданах. То есть надо открывать дома престарелых, больше их финансироваться, если надо", – сказал Зайцев.
Он уточнил, что один человек, став самозанятым владельцем такого дома престарелых, заниматься такой работой не может. Должен быть штат, куда вошли бы, например, медработник и другой персонал. Какие-то направления работы можно перевести на аутсорсинг.
"С другой стороны, после "Хромой лошади" сколько шума, определённых действий было? Сколько говорили, что надо менять правила. И что? Потом пошли ограничения из-за коронавируса, запреты проверок. К чему мы пришли? Как детские площадки работали на четвёртых-пятых этажах торговых центров, так и располагаются. Дома престарелых горят, а что-то меняется?" – сказал политик.
По его мнению, нужен комплексный пакет мер, а не запрет частных домов престарелых. С другой стороны, в курсе работы такого учреждения должен быть участковый. "Он должен знать, где, какие семьи и кто и чем занят", – подытожил Зайцев.
Другой депутат облдумы Иван Левченко отметил, что приоритет частному приюту отдают из-за доступности и цены.
"Надо по итогу ситуации разобраться, откуда вообще берутся детские дома и приюты. Такие учреждения говорят об определённой социальной обстановке в обществе. Где-то они есть, где-то их нет. Это серьёзная ситуация, которую надо изучить. О каких моральных нормах можно говорить, когда в последние 30 лет вообще никаких нравственных ориентиров нет? На Кавказе же вообще домов престарелых нет, там никогда старого человека не отдадут. С другой стороны, пенсионеру может быть необходима медицинская помощь, которую родные не смогут дать. А об отношении говорят похороны ветерана в мешке", – сказал Накануне.RU Иван Левченко.
Помимо арестованного главы приюта, отвечать должны ещё несколько человек, как считает парламентарий, это как минимум муниципальные чиновники. "Невозможно, чтобы никто не знал о работе дома престарелых. У участкового сейчас такая нагрузка, что он физически не может "перелопатить" объём. Опять же, есть муниципальное образование, которое не могло не знать, что пансионат работает", – сказал Иван Левченко.
Публицист Анастасия Миронова, комментируя в своём Facebook ситуацию с пансионатом, отметила, что "в России такая деятельность не лицензируется".
"Строго говоря, любой может открыть пансионат или интернат для пенсионеров. Его легальность будет сводиться к уплате налогов. До введения режима самозанятости у подобных заведений была задача как-то легализовать сам доход, а теперь достаточно платить 4% налога на доход с оказанных частным лицам услуг и всё будет по правилам", – написала Миронова.
По её мнению, "у нас очень многие старики не хотят жить с детьми, а дети – со стариками. Даже если родители сами себя обслуживают.
"У нас до сих пор в некоторых кругах принято высмеивать западный подход к старости, когда пожилые поселяются в интернатах или покупают квартиру в жилом комплексе для пенсионеров, где у них есть сиделки, врачи, централизованная кухня, клубы по интересам. Меж тем, ничего в этом смешного нет. И у нас множество стариков хотят так жить, просто не у всех есть деньги. В той же Тюмени в бесплатные пансионаты огромные, на много лет вперёд, очереди", – полагает она.
Трагедия в Боровском – не единственная аналогичная в последнее время. В ночь на 15 декабря 2020 г. в башкирской деревне Ишбулдино произошел пожар в здании АНО Центр социального обслуживания населения "Дом престарелых". В момент возгорания в здании находились 15 человек, но только четверо смогли самостоятельно покинуть помещение. При тушении были обнаружены тела остальных 11 человек.