Аналитика


Кошки-мышки на Балтике
Экономика | В России | За рубежом

Буквально дня не проходит, чтобы в СМИ не появились сообщения о судьбе многострадального "Северного потока-2" в Балтийском море. То из консорциума строителей вышла фирма, которая занимается трубоукладкой, то из консорциума вышла страховая группа "Цюрих", то ушло судно с российской припиской, то оно, наоборот, пришло в немецкий порт и чего-то там ожидает. Посмотрите на позицию той же Германии, точнее её канцлера Ангелы Меркель и станет в общем-то понятен, не побоимся сказать, шизофренический настрой многих европейских политиков. По принципу – проект важен, выгоден для европейцев, это, с одной стороны. С другой – но это же русские! Они Крым забрали, они Навального мучают, у них с демократией там проблемы. Но газ-то – нужен!

Чтобы не утомлять читателя всеми подробностями по началу проекта и тем более его стройке, заметим, что его реализация началась примерно в 2016 году. По крайней мере именно тогда Выксунский металлургический завод и Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) начали отгрузку труб большого диаметра (1153 мм по внутреннему диаметру) продукции, которая пошла на "точку входа" в российскую Усть-Лугу на побережье Балтийского моря.

Укажем акционеров проекта "Nord Stream 2 AG" в первоначальном варианте: основным игроком, естественно, поначалу выступил "Газпром", топ-менеджерам которого удалось привлечь к участию солидные европейские компании, в числе которых были Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall, плюс ряд более мелких. Доля каждой компании никогда не раскрывалась, понятно, что все указанные компании являются мощными игроками на рынках поставок и перераспределения газа потребителям в Европе, отсюда и их интерес к проекту. Добавим, что к моменту начала реализации "Северного потока-2" его стоимость оценивалась в сумму около 9,5 млрд евро, с тех пор цена, естественно, увеличилась, а ряд акционеров вынуждены были выйти из проекта из-за угрозы американских санкций.

"Северный поток -2" (как и его собрат, который введен в эксплуатацию давно и успешно работает) – абсолютно выгодный инфраструктурный проект для России и европейцев, в чем последние, несмотря ни на какое давление, не устают признаваться. И таким образом из чисто экономического проекта с ясным и четким позиционированием он именно поэтому превратился в геополитический, администрация сначала Барака Обамы, затем Дональда Трампа, а теперь уже и вступающего в должность 20 января Джо Байдена видят в нем угрозу собственным (США, то есть) интересам в Европе.

Трубы для газопровода "Северный поток — 2"(2020)|Фото: gazprom.ru

Ну, все помнят эти заявления о "молекулах свободы", которые якобы содержатся в дорогом сжиженном газе для ЕС, который, мол, несмотря на цену, гораздо привлекательнее газа из глубин России. Само собой, в расколотой Европе немедленно нашлись страны, поддерживающие любую глупость и даже подлость, исходящую из Вашингтона – от Польши и Украины до балтийских республик, которые, кстати, в результате того, что Россия умело начала диверсифицировать и перебрасывать поставки углеводородов на собственные порты на Балтике, остаются… не у дел. Этим и объясняются все истошные крики последних лет по принципу "русские идут" или как на Украине – "агрессор" хочет ударить по независимому государству рублем (точнее – долларом), но европейцы этого не допустят!

Но в Европе всегда умели считать деньги, и не видеть взаимную выгоду от второй ветки "Северного потока" не могут. Из пяти стран (Россия, Германия, Швеция, Финляндия и Дания), по территории которых должен проходить газопровод, дольше всех под нажимом трамповской администрации "кочевряжилась" в общем-то миролюбивая Дания. То давала право на строительство, то снова находила какие-то изъяны и риски в экологической составляющей, но, в итоге, сегодня таких неувязок больше не существует. Не факт, кстати, что о чем-нибудь подобном датчане не вспомнят снова, но, повторимся, совместными усилиями России и ЕС на сегодня вроде бы вопрос "закрыт".

Здесь показательно отношение США ко всем такого рода "союзникам" в Европе, да и вообще в мире – Трамп, например, ничего лучше не придумал, как предложить правительству Дании… продать остров Гренландию, от чего потомки викингов вежливо отказались. Наверное, затаив обиду и злость от столь дерзких и неумных выходок американского президента…

Но – вернемся к потоку, тем более что финальный аккорд стройки запущен в итоге уже на рубеже 2020 и начала 2021 года. Повторимся, пересказывать подробно все коллизии – с выходом компаний из консорциума и т.д. – не имеет смысла. Так же как и комментировать все противоречивые заявления европейцев на сей счет, ограничимся простой констатацией – чиновники ЕС и прежде всего лидер Германии не раз и не два подтвердили уже, что "Северный поток-2" нужен, санкции против России будут, но дела это серьезно не меняет. Так что оставшаяся недостроенная часть участка до Германии в виде что-то около 100 км (из общей протяженности в 1234 км) все-таки будет достроена, вопрос лишь времени. И тут начинается самое интересное.

Северный поток — 2, Газпром(2018)|Фото: www.gazprom.ru

Накануне.RU поговорило о перспективах и новых проблемах для "Северного потока-2" с Игорем Юшковым, экспертом Финансового университета при Правительстве РФ, мы поинтересовались, как быстро может быть достроен и запущен газопровод и что еще может сделать администрация США для "торможения" проекта?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU – Вы верно заметили, что несмотря на угрозы санкций буквально для всех участников, проект так или иначе выходит на финальную стадию. Проблемы есть и будут, мы видим, как под нажимом или просто из-за угроз санкций наши партнеры один за другим покидают проект. Но все равно все движется в сторону его завершения.

И когда это может произойти?

– Сложно сказать, но, видимо, это все равно произойдет. В 2021 году или чуть позже, но так или иначе проект запустят.

Хорошо, а администрация уже завтра вступающего в должность Байдена еще что-то может придумать?

– А вот интересный вопрос, мне кажется, что сегодня их усилия будут сконцентрированы даже не на препятствии стройке как таковой, они бросят силы на то, чтобы не дать ввести в эксплуатацию "Северный поток-2". Набор инструментов мы видим – санкции, давление, опасность для участников консорциума попасть уже под вторичные санкции и т.д. Если совсем упрощенно говорить – европейцам и другим участникам объясняют, что вы можете стать "токсичными" на рынке и с вами никто в дальнейшем не захочет иметь дел. Угроза, кстати, учитывая силу Минфина США и других американских структур, более чем реальна.

Есть какой-то способ обойти эти препоны?

– Мы видим, как владельцы, например, тех же судов-трубоукладчиков пытаются это сделать. Условно говоря, "Академик Черский" может быть переписан на какое-нибудь ООО "Ромашка" в Самаре, чтобы не подставлять владельцев, еще что-то придумывают. То европейское судно "Фортуна" уходит из места работ, то возвращается, страховщики начинают покидать проект, но в России ищут способы страхования через наши внутренние структуры. В общем, идет такая возня, кошки-мышки.

Основным интересантом в Европе выступает Германия и лично Меркель, мы правильно понимаем ситуацию?

– Сам газопровод интереснее скорее даже не Германии, а, скажем, Австрии, немцы как раз получили необходимое еще после постройки "Северного потока", который давно и успешно работает. А этот газопровод направлен на поставки в Австрию, Чехию и другие страны Центральной Европы, откуда уже европейцы и будут "растаскивать" согласованные объемы топлива. Таким образом, по идее, "Северный поток-2" должен стать третьим (!) магистральным газопроводом вместе со своим собратом и вместе с введенным еще во времена СССР газопроводом "Ямал - Европа".

Давление американцев продолжится?

– Безусловно, но я уже назвал реализованные и запущенные в эксплуатацию проекты, так что нам не привыкать.



Денис Лузин