Осенью на выборах в Госдуму Кремль устроит явка в 45% и также 45% голосов за "Единую Россию", хотя, например, в Москве или некоторых других регионах показатели могут быть снижены до 35%, как сказал первый заместитель главы Администрации президента Сергей Кириенко. Он уверен, что сейчас в обществе запрос на стабильность более актуален, чем запрос на перемены. Впрочем, с этим можно поспорить – это было спорно еще с 2017 года, а теперь и подавно. В целом же схема "45/45" актуальна пока для января, но что будет к сентябрю – вопрос открытый, уверен директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. Он поделился своим экспертным мнением с Накануне.RU:
– Во-первых, очень интересно, на какие факты опирается тезис о том, что у граждан запрос на стабильность превышает запрос на перемены, потому что даже глава близкого к Кремлю ВЦИОМ Федоров еще летом 2017 года сказал, что в стране сложилась беспрецедентная с начала 1990-х годов ситуация, когда число выступающих за перемены превысило число выступающих за стабильность.
Это было еще в 2017 году – 3,5 года назад. С тех пор те тренды только набирают силу.
Поэтому вопрос – на что опирается это утверждение, на какую социологию? Другое дело, что сейчас соцопросы о соотношении перемен и стабильности исчезли, потому что, наверное, для власти будет весьма неприятным результат. Это первое.
А второе – вчерашнее заявление Кириенко по KPI все стали расценивать как отказ от прежних позиций и желание получить более скромный результат по сравнению с первоначальными планами. Но если опираться на цифры, то ничего подобного из его слов не следует. "Единороссы" сейчас в Госдуме имеют конституционное большинство, в 2016 году на предыдущих выборах они при явке 48% получили по спискам меньше 55%. Но при этом они по одномандатным округам получили чуть больше 200 кресел. И судя по всему, власти от своей прежней цели – так называемого "устойчивого конституционного большинства" в Госдуме, то есть 330 мандатов минимум, а лучше 340-350 из 450 – не отказываются. Просто то, что "ЕР" не доберет не так много в соответствии с новыми KPI по партийным спискам, она намерена добрать по одномандатным округам.
Вопрос только в том, что некоторые одномандатники, может быть, и не пойдут от "Единой России", чтобы не создавать себе лишних проблем. И формально число одномандатников от "Единой России", которое власть намерена провести в Госдуму с помощью трехдневного голосования, выездного голосования и прочих новелл 2020 года, может быть, будет таким же или меньше. А в реальности число провластных кандидатов-одномандатников будет больше. В итоге по планам власти, когда будет идти окончательный подсчет на лояльных кандидатов в Госдуме, "Единая Россия" в широком смысле получит примерно столько же мандатов, сколько и сейчас.
И не факт, что парламент будет 4-партийным, под вопросом "Справедливая Россия", а чем меньше в парламенте будет партий, тем больше "Единая Россия" получит кресел за счет перераспределения голосов, отданных за те партии, которые не пройдут в Госдуму. Поэтому вчерашнее заявление Кириенко как существенный отказ от прежней позиции вряд ли можно трактовать.
То есть цель, судя по всему, остается прежней – что называется "устойчивое конституционное большинство". А вот способы достижения этого большинства, наверное, сейчас пересматриваются. Но следует понимать, что элиты в стратегию на 2021 год закладывают уровень неопределенности – тот факт, что может существенно измениться политическая рамка, поэтому те ориентиры, которые озвучивал господин Кириенко, и формальные 45/45, и, наверное, неформальные показатели – это ориентиры по состоянию на январь 2021 года, а к сентябрю многое может измениться. И первые контуры изменений могут быть заметны уже 23 января. Но даже если 23 января ничего не станет заметно, и эти 50 млн просмотров не конвертируются в политическое поведение – а так вполне может быть – то между 23 января и сентябрем еще очень много времени. Сейчас один месяц в 2021 году идет за год в 2018-2019.