Глава Пенсионного фонда РФ Максим Топилин отправлен в отставку, на его место распоряжением Михаила Мишустина назначен занимавший ранее должность главы Фонда социального страхования Андрей Кигим. На днях СМИ уже сообщали о том, что Топилин готовится покинуть пост, источники "Коммерсанта" при этом заявляли о возможном скором объединении трех соцфондов (ПФР, ФСС и ФОМС), и якобы Топилин под этот процесс не подходил, да и в целом в состав нынешнего правительства не вписался.
Доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский в целом подтверждает эти версии и уверен, что новый глава ПФР Кигим справится со своими обязанностями лучше – и в пенсионной сфере, и в сфере соцстрахования в целом. Об этом эксперт рассказал в интервью Накануне.RU.
– На ваш взгляд, почему отстранили Максима Топилина?
– Топилин никогда не был выдающимся компетентным специалистом. В то же время его назначение было синекурой после поста министра труда. Но в ПФР нужен не Топилин, а человек наподобие Мишустина или Егорова, потому что там нужна нормальная цифровизация. А она там явно хромает, я это помню на своем опыте, когда мы тщетно пытались оформить пособие летом на старшего ребенка. Мы принесли все необходимые документы, но так ничего и не добились.
Топилин – это человек все-таки не 21 века, это человек века 20-го. Это абсолютно "замордованный" чиновник, который реально "горел" на работе, когда был министром. Насколько я знаю, в 7 утра он уже был в кабинете, работал до 2 часов ночи, домой ездил для того, чтобы просто поспать и переодеться.
– То есть можно сказать, что Топилин был неподходящим руководителем ПФР?
– В последние годы у нас за 2/3 занятого населения платятся взносы меньше 5 тыс., а за 1/3 – выше. Вот эта 1/3 "кормила" всю пенсионную систему. Спрашивается – почему!? И все делали вид, что все хорошо. И Топилин делал вид, что все хорошо. Год Мишустин был на посту премьера – и ни одной докладной записки по предлагаемым изменениям ему не последовало.
За это же время та же самая ФНС и самозанятых "отшлифовала", и ИП – вроде бы, хотят за несколько минут их регистрировать. Да и вообще многие прочие ведомства ушли далеко вперед, а ПФР как стоял на месте, так и стоит.
Собственно, претензии такого плана к Топилину были. Вроде, говорят, что у них цифровизация, но как сталкиваешься с ней – и понимаешь, что как-то она кривенько сделана. И это на уровне даже небольших пособий, которые должны автоматически зачисляться.
– Значит, назначение Андрея Кигима – удачное?
– Его кандидатура мне видится наиболее удачной. Это человек, наиболее продвинутый и понимающий специфику социального страхования в целом. И это человек, который прекрасно ориентируется и разбирается в бюрократической среде. Опять же, я это знаю на собственном опыте – я видел, как он решает текущие проблемы, которые аккуратно можно назвать "сбой системы" – он их решает очень качественно. Здесь ему нет равных.
Но главное – это человек, который прекрасно разбирается в специфике социального страхования. Это я говорю как один из немногих специалистов в области соцстрахования, которые еще остались в здравом уме и трезвой памяти.
– Какие основные задачи будут теперь перед ним стоять?
– Магистрально какая линия должна сейчас проводиться – необходимо отделить собственно страховые функции и функции социального обеспечения. Потому что они сейчас свалены в одну кучу. И Топилин был человеком, как мне кажется, который абсолютно не разбирался в том, что ему досталось. Ну, что такое ПФР? Это полный аналог советского собеса, потому что через ПФР сегодня выплачиваются ежемесячные денежные выплаты, материнский капитал, выплаты афганцам, людям, пострадавшим в результате техногенных катастроф, и так далее. И это никакого отношения не имеет к страховой системе.
Что такое страховая система? Это некий фонд по накопительному страхованию жизни, если мы говорим про ПФР. Мы перечисляем туда взносы, а страховым риском является утрата трудоспособности или достижение пенсионного возраста. Но первый признак – утрата трудоспособности, которая, как считает товарищ Путин, наступает для мужчин в 65 лет. Хотя это не было ничем подтверждено, никакими исследованиями, это было реально "от балды".
При этом можно было найти более рациональные решения, но, как мне кажется, из-за того, что пенсионные накопления были растрачены, власти и пошли на такой шаг – повышение пенсионного возраста.
– То есть, вероятно, действительно будет происходить объединение трех соцфондов?
– Эта идея давно витает в воздухе, но мне не вполне понятно, каким образом это может быть сделано в текущих условиях. Дело в том, что только для того, чтобы совместить все три базы, понадобится огромное количество времени и трудовых усилий. Базы "не бьются" друг с другом. Кроме пенсионной системы, еще есть медстрахование, где тоже своя отдельная база, а дальше идет фонд соцстрахования – это самый маленький фонд из всех трех, где в основном распределяются пособия по нетрудоспособности и материнству. Теоретически все это можно связать воедино и соединить с базой ФНС. Но чтобы это сделать, нужно достаточно продолжительное время – до конца года точно.
Попробовать сделать пенсионную систему самодостаточной без повышения ставки страховых пенсионных взносов – это первая обязанность тех, кто будет работать во главе ПФР. Потому что есть перекосы внутри самой пенсионной системы, например, через страховую регрессию – после определенного предела ставка составляет не 22%, а 10%. Плюс не выдерживается дисциплина по взносам за тех работников, которые получают мало. То есть работодателям выгодно оформлять людей на маленькую зарплату, потому что тогда они за них платят небольшие пенсионные взносы.
При Топилине было понятно, что ничего меняться не будет. Он, конечно, хороший специалист, бюрократ хороший, не просто так просидел на посту министра, но он не понимает специфику. Поставить меня на эту должность – я прекрасно понимаю специфику, но я не бюрократ, и у меня тоже ничего не получится. И вот поставили Кигима, который и там, и там "плавает" хорошо.