Аналитика


Ведущие и ведомые: почему цензура защитила Соловьева от шуток на ТНТ?
Политика | В России

25 февраля вышел 17-й выпуск седьмого сезона шоу "Однажды в России", где в одном из скетчей высмеиваются телеведущие-пропагандисты с федеральных каналов. Но пародия на Владимира Соловьева была спешно удалена из онлайн-кинотеатра Premier и с официального ютьюб-канала ТНТ. Затем выпуск вернулся на официальную платформу в урезанном виде – вместо 40 минут он длится 34 и скетча с пародией нет. Тем не менее, видео осталось в Сети. Неужели цензура теперь и правда работает в интересах таких ведущих, как Соловьев?

В пародии на "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым" Азамат Мусагалиев в роли Соловьева-Разбойникова пошутил, что телеканал "Россия" превращается в круглосуточный подкаст Соловьева, а Россия – "страна с большими запасами нефти, газа и терпения". Также комики прошлись по образу журналиста Артема Шейнина и ведущей Ольги Скабеевой.

Сам Владимир Соловьев вскоре прокомментировал в разговоре с изданием "Вечерняя Москва" появление в Сети пародии на его телепередачу. Он сказал, что в чем-то все было передано очень точно, в чем-то – нет. "Могли бы сделать и посмешнее", – сказал он. По словам ведущего, его удивило удаление скетча, он считает, что этим к ролику только вызвали интерес. Пресс-служба ТНТ ситуацию никак не поясняет, на момент публикации на запрос РИА "Накануне.RU" ответ не пришел.

Протестная активность и социальная напряженность в России создают такую ситуацию в обществе, когда риторика официальных пропагандистов, которая не меняется с 2014 года, может все больше раздражать людей. И именно это раздражение чутко зафиксировали авторы "Однажды в России" и отразили в своем скетче? Эти настроения не в пользу власти, можно ли говорить о том, что цензура защищает государственных "соловьев" такими грубыми и неумелыми действиями?

Первый зампред комиссии Общественной палаты РФ по СМИ Александр Малькевич подчеркивает, что на интернет-площадках цензуре в основном подвергаются как раз патриотически ориентированные СМИ, ведущие, общественные деятели, и это он считает важной и серьезной проблемой.

"Насчет того, насколько популярны программы, выходящие на российском телевидении, существует ряд мифов, которые легко опровергаются, – говорит Александр Малькевич. – Я сам длительное время был их участником и хочу сказать – да, их смотрят. Более того, стоило мне первый раз сходить на "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым" – и на следующий день количество звонков и сообщений от разных моих знакомых просто зашкаливало. Поэтому тему, что подобные передачи теряют в рейтингах, непопулярны, не востребованы, разгоняют люди, живущие в Сети и "не употребляющие" телевизор. Нет, оказывается, их смотрят не только широкие народные массы, как принято говорить, но и люди, находящиеся в нашей профессии, ученые, аналитики, эксперты, да много кто".

Но есть ли какая-то альтернатива на телевидении? У ряда экспертов существует убежденность, что люди смотрят эти передачи только потому, что больше нечего. Это доказывается и моментально возросшей популярностью YouTube, когда там появились другие источники информации и свои лидеры мнений. Даже пришлось вмешаться Роскомнадзору и требовать от компании Google вернуть российского телеведущего Владимира Соловьева в тренды платформы YouTube. Таким образом, за Соловьева теперь и цензура, и надзор?

"Вот вам и результат того, что появилась альтернатива – количество просмотров фильма Навального на порядок выше, чем у "высокорейтинговых" передач на российском телевидении в совокупности в прайм-тайм", – говорит политолог, директор Центра политологических исследований при Финансовом университете Павел Салин.

Доля телесмотрения катастрофически падает в России уже не первый год, власти пытаются разрабатывать новую концепцию развития телерадиовещания, но государственные каналы продолжают быстрыми темпами терять аудиторию и информационные тренды задаются уже не там, а в Интернете: соцсетях и на том же YouTube. При этом аудитория в Интернете более избирательная, внимательная и требовательная, видимо, поэтому пропагандисты там чаще всего натыкаются на критическое восприятие и битву проигрывают, уверен эксперт. И в преддверии нового электорального цикла для власти очень важно вернуть зрителей телевидению, отсюда и все законодательные инициативы по усмирению Интернета, и такие казусы с запретом на сатиру в отношении пропагандистов?

"Действительно, власть работает на свою защиту от десакрализации административными методами, если взять самое грубое – это то, что вносят сейчас в законодательство, менее грубое – использование финансового ресурса, вот как в случае с такими ситуациями, как на ТНТ – там ясно, что все это вырезали (из программы, – прим. ред) по указке. Поскольку телепропагандисты являются частью властной машины, то они тоже ставятся под защиту власти", – говорит Павел Салин.

Между тем недавно стало известно, что именно телеведущие с государственных телеканалов Тимофей Баженов ("Рен ТВ"), Евгений Попов ("Россия 1") и Петр Толстой ("Первый канал") могут стать одномандатными кандидатами в нижнюю палату парламента от Москвы. Существует мнение, что в Администрации президента делается ставка именно на ведущих федеральных каналов, которые чаще всего обсуждают внешнюю политику и почти не касаются внутренних проблем, власти необходимы именно такие публичные фигуры в Госдуме. Тогда как новые артисты и спортсмены будут "не в почете". Член ОП РФ Александр Малькевич в беседе с Накануне.RU объясняет это большей квалификацией ТВ-журналистов:

"На мой взгляд, безусловно, актеры и спортсмены, наверное, не самые компетентные люди в плане законотворчества, а то, что в этом электоральном цикле могут быть востребованы публичные фигуры, журналисты, активные общественники – это абсолютно нормально, потому что мы находимся в состоянии информационной войны и должны быть спикеры, которые в состоянии вести спор, участвовать в дебатах с нашими идеологическими противниками на достойном уровне, отвечать ударом на удар. Я вообще убежденный сторонник того, что мы должны уметь себя промоутировать, продвигать, рекламировать и рассказывать о тех достоинствах, достижениях, которые у нас есть. Зачастую у нас это не очень получается по причине какой-то скромности", – сказал нам Александр Малькевич.

Скорее всего, во время парламентской кампании идея с привлечением ведущих политических шоу станет рабочей, уверен политолог Павел Салин, и это является продолжением курса по формированию "креативного класса" из бюджетников. После протестов "креативного класса" 2011-2012 годов Владимир Путин заявил, что на самом деле настоящие представители этого сегмента общества – врачи, учителя и так далее.

Владимир Путин, телевизоры(2020)|Фото: Накануне.RU

"Власть делает ставку на лидеров общественного мнения, но эти лидеры должны быть критически завязаны на бюджетные потоки. Тут есть больше рычагов влияния и с точки зрения формальной – они получают финансирование из бюджета, и с точки зрения неформальной. Поэтому ставка на условных "бюджетников" от телевидения вполне закономерна и она себя оправдала на тех же выборах в Мосгордуму", – говорит политолог.

Фигуры ведущих – удачный выбор, они узнаваемы и тесно привязаны к государственным деньгам и власти, а значит, более управляемы, чем представители бомонда, которые активно или пассивно поддерживали январские протесты. Лидеры мнений творческого цеха критиковали и действия государства в дальнейшем – пока в этом отметились наиболее удаленные от власти селебрити, но тенденция понятна. В критический момент на них положиться нельзя – в истории творческая элита чаще всего сочувствовала любой оппозиции, так было и в позднесоветские годы, что стало предтечей перестройки. И, как говорит Павел Салин, если еще в 2019 году протесты из числа этой прослойки поддерживали единицы (те же Шац и Лазарева), то сейчас это приобретает массовый характер.

Политический кризис в преддверии транзита власти – неблагоприятный сценарий, здесь уже не спастись одним молчаливым и на все согласным большинством, хватит и активного меньшинства, чтобы пошатнуть ситуацию, если это меньшинство, которое использует Интернет как трибуну, выйдет на улицу. Сейчас власть работает на то, чтобы не допустить предпосылок к мобилизации этого меньшинства и вовсю защищает "своих" от нападок, объясняет Павел Салин, хотя пока общество придерживается только пассивного неприятия власти и до объединения общества еще очень далеко.



Елена Рычкова