В последнее время часто приходят сообщения о том, что на предприятиях ДНР и ЛНР, которые были отданы под управление "Внешторгсервису" (ВТС), большие проблемы: зарплату сильно задерживают, сбыт продукции идет с трудом, люди очень недовольны. Накануне.RU разобралось с ситуацией в промышленности республик и убедилось, что это правда.
Внешнее управление на многих предприятиях республик было введено с 1 марта 2017 года, ровно четыре года назад, хотя формально у них остались украинские собственники. В конце 2018 года, после убийства первого главы ДНР Александра Захарченко, отношения с ВТС были узаконены специальным соглашением: он становился фактическим хозяином предприятий, а взамен обязывался платить 150 млн руб. в бюджет республик ежегодно. О выполнении налоговых обязательствах ВТС ничего не сообщалось, что позволяло и позволяет некоторым говорить о том, что якобы ВТС вообще не платит и никогда не платил налогов. Ранее мы писали, что это для ЛДНР все же лучше, чем ничего, поскольку предприятия хоть как-то будут работать.
О ВТС никто толком ничего не знает. Будто бы заправляет всем бежавший в Россию украинский олигарх Сергей Курченко. Этой темной структуре достались весьма лакомые куски – многие металлургические и угольные предприятия. Проблемы у них начались еще до введения внешнего управления (потому оно и было введено): Украина блокировала республики, сильно затрудняя сбыт продукции. Тогда была надежда, что предприятия переориентируются на Россию. Так оно отчасти и произошло, но факты говорят о том, что ВТС не стал нормальным хозяином. Можно ли им стать в текущих условиях, вопрос риторический, но слишком уж много нареканий и справедливых обвинений со стороны рабочих.
Власти республик очень недовольны любыми попытками огласки: забастовками, протестами, требованиями. И это еще больше злит рабочих, которые воспринимают создавшееся положение как очень удобное оправдание для своего грабежа: мол, они хорошо устроились, прикрываясь объективными трудностями как алиби. С тем, что трудности есть, никто не спорит. Но на что жить людям? Они не украинские агенты из-за того, что хотят есть.
Официально на эту тему в республиках никто не говорит – мало достоверных сведений, да и опасно для должностных лиц. Однако известно, что проблемы с зарплатами существуют давно и были практически всегда. Разница лишь в том, что проблему то отчасти решают, частично выплачивая задолженности, то она снова обостряется. При этом на ряде предприятий зарплату не платили даже за те месяцы, когда продукция производилась и реализовывалась, что особенно возмущает рабочих.
В прошлом же году проблемы усугубились карантином. Недавно официально сообщалось (редкий случай), что экспорт продукции в ДНР упал за год на 27%. Причем на 40% упал экспорт продукции металлургической и цементной отрасли. А наибольший спад наблюдался именно среди филиалов ВТС – почти наполовину.
Долги по зарплате действительно практически повсеместны на предприятиях ВТС. Они достигают нескольких месяцев. Накануне.RU на днях писало о забастовке на Алчевском металлургическом комбинате. Зарплату, по некоторым сведениям, давно исправно не платят на Донецком металлургическом заводе, который был повторно запущен в 2017 году, но вскоре опять стал работать через пень колоду. Якобы похожая ситуация на Стахановском вагоностроительном заводе, у которого проблемы со сбытом вагонов были еще при Украине. Нам сообщают и о том, что на ГП "Макеевуголь", которым не управляет ВТС, зарплату задерживают на 2-3 месяца. К концу марта там собираются выплатить только за январь. На Стахановском заводе ферросплавов долги по зарплате якобы достигают четырех месяцев. То есть практически везде, где хозяйничает ВТС, большие проблемы? При этом, по некоторым данным, прибыль от экспорта продукции предприятий ВТС составляет десятки миллиардов рублей. Куда и кому уходят эти деньги? И не являются ли объективные трудности прикрытием для грабежа? Ведь по факту ДНР и ЛНР – это большая "серая зона". На все эти вопросы ответа нет. По крайней мере в республиках ходят лишь одни слухи.
В конце февраля в Донецке будто бы прошло закрытое совещание с участием российских представителей о том, что делать дальше. И в прямом финансировании из России было отказано. В частности, это касается спасения Исаковского водохранилища, которое может окончательно пересохнуть без нового водоотлива, а на это денег у ЛНР нет. Поговаривают, что с этим связано и постоянное подорожание коммунальных услуг в республиках. Правда, оно каждый раз происходит только после соразмерного повышения зарплат бюджетникам и пенсий. Где на это берут деньги, тоже неясно. Повышение средних зарплат и пенсий до уровня соседней Ростовской области глава ДНР Денис Пушилин анонсировал еще в самом начале 2020 года. Год был очень тяжелый, но 1 января, как и обещали, новое повышение произошло (правда, чуть меньше, чем обещали, – на 17% выросли пенсии и на 23% зарплаты). А 1 июля и 1 января 2022 года ожидаются еще два повышения примерно на 20% каждое. Источники этих повышений по-прежнему неизвестны. Вся информация о социально-экономическом положении в республиках засекречена еще с 2014 года.
Большая проблема республик в том, что в бюджетной сфере работают далеко не все. Безработица очень высока, и это вынуждает многих уезжать в Россию или на заработки, или насовсем. По факту в наиболее выгодном положении в ДНР и ЛНР находятся бюджетники. Зарплата у них хоть и невысокая, но платится стабильно. Только вот бюджетники не производят продукцию, которой, как было известно еще Пушкину, "государство богатеет". И сколько такая ситуация будет продолжаться, непонятно. Ясно одно: она ненормальная и нездоровая. И признаков этой ненормальности множество.
Что касается управления ВТС, то из неофициальных источников нам стало известно, что его могут лишить по крайней мере части предприятий. Это прежде всего Донецкий металлургический и Енакиевский коксохимический заводы. Возможно, некоторые другие. Правда, возникает вопрос, кто будет новым хозяином. Реорганизовать планируют также холдинг "Макеевуголь", который вроде бы передадут "Торезантрациту". Только вот решит ли это проблемы предприятий?
Алчевский металлургический комбинат находится на грани закрытия. Некоторые доменные печи уже остановлены. Работает одна-единственная печь, и то имеющая трещины. Ликвидированное ГУП ЛНР "Центруголь" так и не рассчиталось окончательно с рабочими. Другие предприятия тоже работают так, что в любой момент могут быть остановлены. На Донецком металлургическом осенью даже писали обращение к Пушилину. На большинстве предприятий работают в основном или пенсионеры, у которых есть подушка безопасности в виде пенсии (у некоторых еще и украинская), или "предпенсионеры", которым очень невыгодно уходить – стаж-то идет.
Самое обидное для жителей ЛДНР, что всем этим пользуются украинские СМИ, ликующие от проблем Донбасса, но решить их в Донбассе собственными силами не в состоянии. К сожалению, это горькая правда.