Из Китая приходят сообщения о рекордно заполненных нефтехранилищах. Сейчас там находится до 1,09 млрд баррелей нефти, полученной по дешёвым ценам 2020 г. в том числе и из России.
Такая запасливость крупнейшего импортёра нефти отмечается на фоне грядущих переговоров ОПЕК+. Участники соглашения должны собраться на этой неделе, чтобы определить квоты на добычу углеводородов. Почти год назад Россия не смогла договориться с ОПЕК, и ежедневные потери от сорвавшейся сделки оценивались в 150 млн долларов.
Выгодополучателем от нефтяного кризиса оказался именно Китай. И на фоне рекордного заполнения нефтехранилищ наблюдатели стали предсказывать скорое снижение цен на "чёрное золото". При этом не самой простой для Поднебесной остаётся международная ситуация, в том числе в акватории Южно-Китайского моря, где проходят транспортные пути, связывающие КНР со странами Персидского залива.
Впрочем, новости о заполненных хранилищах могут быть и оптимистичным сигналом. Главный научный сотрудник ИДВ РАН Владимир Петровский считает, что это вызвано финансово-экономическими, а не политическими причинами.
"Видимо, просто хотят в начале года пополнить запас прочности в ожидании роста цен. Будущая сделка ОПЕК+ — это один из факторов, но все прогнозы сейчас однозначно говорят, что будет рост спроса, который будет сопровождаться и ростом цен. Это говорит о начале восстановления мировой экономики и, видимо, о восстановлении экономики китайской", — рассказал он в беседе с Накануне.RU.
Эксперт Финансового университета Игорь Юшков отмечает, что китайцы построили довольно много хранилищ в прошлом году, потому что нефть тогда была сверхдешёвой, они старались купить её как можно больше. И сейчас всё заполнили в расчёте на то, что по мере восстановления спроса и цена пойдёт вверх. Однако КНР вряд ли будет полностью отказываться от импорта, просто по мере того, как цена будет возрастать, Китай будет сокращать импорт и брать нефть из хранилищ, полученную по низким ценам.
Что касается предстоящей встречи ОПЕК+, то по её результатам может произойти понижение цены, но непонятно, насколько может увеличиться добыча в рамках ОПЕК+ и сохранят ли добровольные дополнительные соглашения ряд стран, такие как Саудовская Аравия (она и ещё ряд стран с 1 января, помимо квот, дополнительно уменьшили добычу на 1,4 млн баррелей в сутки). Может случиться определённый рыночный шок, если участники скажут, что дополнительные ограничения сворачиваются, наращивается объём производства, ОПЕК+ увеличит квоты и на рынок мгновенно выйдет довольно много нефти, в то время как рынок ещё не восстановился, а текущие закупки Китаем сократятся.
"Думаю, Россия будет настаивать на увеличении квот, а у Саудовской Аравии не будет существенных аргументов, почему этого не нужно делать. Хотя рынок ещё не полностью восстановился после коронавируса и во многих странах сохраняется карантин, ограничения на перемещения, а значит, и спрос на нефтепродукты пока не восстановился. По крайней мере, российская сторона будет настаивать на том, что нужно увеличивать квоту на добычу, нужно наращивать производство нефти, потому что мировой рынок будет всё равно восстанавливаться, и в таких условиях ограничивать себя — это значит отдавать долю на рынке", — рассказал Игорь Юшков в беседе с Накануне.RU.
По мнению эксперта, пока Россию устроит даже падение на 10 долларов за баррель от нынешнего показателя (более 60 долларов за баррель). Потом рынок будет постепенно восстанавливаться, а цена немного подрастать. Цена даже в 50 долларов за баррель укладывается в показатели бюджета. Другой вопрос, что если бы она была стабильно 60 долларов и больше, то можно было ближе к июню-июлю выйти на бездефицитный бюджет.