Россия переориентирует экспорт угля на восточное направление, а власти готовы вкладывать средства ФНБ в развитие инфраструктуры для его вывоза за рубеж. Владимир Путин согласился выделить на это 10 млрд долларов. Основным рынком сбыта должен стать Азиатско-Тихоокеанский регион. При этом Китай, который называют главным импортером на этом направлении, объявляет о постепенном отказе от шахтных разработок из-за неэкологичности производства. В Сибири люди, живущие вблизи разрезов или угольных терминалов, тоже давно сетуют на экологическую катастрофу. Зачем нам наращивать экспорт угля, грозящий разрастанием масштабов этой катастрофы, попытался разораться корреспондент Накануне.RU.
Президент РФ подчеркивал, что важно не упустить момент и, гибко используя логистические возможности нашей транспортной системы, нарастить экспортный потенциал отечественной угольной промышленности. "А это, подчеркну, означает новые рабочие места, рост доходов людей, занятых в этой отрасли и транспортном комплексе России. У нас уже запущены планы по развитию Восточного полигона железных дорог, по расширению пропускной способности БАМа и Транссиба, которые выходят на дальневосточные морские порты", — отмечал глава государства.
Интересно, что сокращение поставок на Запад объясняется стремлением европейских стран к декарбонизации. Как передаёт ТАСС, министр энергетики Николай Шульгинов сообщил о падении объёмов добычи угля на 9% в прошлом году. Экспорт в целом снизился с 221 млн т до 208 млн т. Он растёт на восточном направлении, но упирается в пропускную способность БАМа и Транссиба. Поставлена задача к 2024 г. нарастить экспорт угля из Кузбасса на 24%.
В Кузбассе и так всё больше растут площади угольных разрезов. И без того не самая лучшая экологическая обстановка ухудшается, жители жалуются на чёрный снег и негодную питьевую воду. Достаточно вспомнить обращение жителей Киселёвска, просивших премьер-министра Канады Джастина Трюдо переселить их из зоны "экологической катастрофы".
Однако наращивание экспорта происходит на фоне того, что и Китай, как и Запад, собирается добиться декарбонизации своей промышленности, причём, Пекин намерен сделать это даже раньше, чем Соединённые Штаты и Евросоюз. За последние пять лет в провинции Гуйчжоу закрыли 477 устаревших шахт. Об этом в феврале сообщало агентство "Синьхуа". А провинция Шаньси упразднила 163 угольных шахты, из них 57 были закрыты в 2020 году. Глава Китая Си Цзиньпин говорил, что к 2060 г. страна достигнет углеродной нейтральности. Согласно стратегии, Поднебесная на 96% сократит потребление угля, на 75% — газа и на 65% — нефти.
Однако интересно, что пока в КНР рост импорта угля происходит не только на фоне закрытия множества шахт, но и роста добычи внутри страны. Например, в 2017 г. Поднебесная добыла 3,52 млрд т угля, что в 13 раз больше, чем ввезла из-за границы. По сравнению с высокой зависимостью Китая от иностранной нефти (67%), зависимость от иностранного угля составляет всего 7,1%. Уровень добычи более-менее стабильный, он несколько просел в первом квартале прошлого года, но в целом в 2020 г. объём добычи угля в КНР составил 51% от общемирового.
Зачем же вообще Китаю нужно покупать уголь за границей? Дело в том, что импорт стал расти в 2015 г. после начала структурных реформ в добывающей и сталелитейной отраслях. Они стали сокращать производственные мощности, а множество мелких и средних предприятий закрылось. У оставшихся крупных компаний появился стимул повышать цены, когда рынок угля находится на подъёме. Государство использует импорт угля в качестве рычага регулирования — в нужный момент зарубежное топливо, появляясь на рынке, увеличивает предложение и, соответственно, не даёт подняться ценам.
Если из России и Монголии ископаемое топливо ввозится по железной дороге, то другие крупные поставщики — Индонезия и Австралия отправляют его морем. Соответственно тариф на перевозку гораздо более дешёвый и в прибрежных городах на юге Китая импортный уголь вообще может стоить дешевле даже того, что добыт в карьерах провинции Шаньси. Дело осложняется тем, что Австралия во внешней политике часто идёт на поводу у США. От этого страдает и товарооборот, и как раз рост экспорта из России может стать хорошей альтернативой поставкам из Австралии.
На уголь долгое время приходилось около 70% общей выработки энергии в КНР. По оценкам, к 2030 г. потребление угля в Китае по-прежнему будет составлять около 55% от общего потребления первичной энергии.
Однако, по мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, ситуация меняется быстро, и окно для возможностей по экспорту угля не так велико. Китайцы идут по пути европейцев, закрывают свои "грязные" производства, а с учётом того, что вывод из эксплуатации угольных станций — процесс длительный, это всё равно потребует времени, и спрос на уголь есть.
"Но надо понимать, что это ситуация очень временная — если у нас будут объёмы текущего уровня, или дополнительные объёмы, это всё измеряется несколькими годами. Всё равно мир идёт в сторону декарбонизации, надо это учитывать. Неслучайно на совещании, которое Владимир Владимирович проводил, это и обсуждалось — что необходимо промышленность угольных регионов развивать не только в сторону угля, но и в сторону создания других рабочих мест. На самом деле у нас окно возможностей очень небольшое, всё очень быстро меняется, и я бы даже десяти лет не дал на то, что у нас всё будет получаться. Где-то угольные шахты закрывают быстрее, чем угольные станции, поэтому появляется дополнительная потребность, как это ни парадоксально. Всё зависит от реализации этой политики по многим направлениям", — рассказал он Накануне.RU.
Чуть больше запас времени по коксующимся углям, необходимым для металлургии. Быстрого перехода металлургии на чистое безуглеродное топливо ещё не видно. В Европе есть первые проекты на водороде, но пока это эксперименты, и очень дорогие. Поэтому спрос на коксующиеся угли будет дольше, чем на энергетические, но нужно понимать, что развитие экономики всё равно идёт в сторону декарбонизации.
"Сейчас имеет смысл нарастить добычу всего, что можно максимально быстро добыть и продать в ближайшие пять лет, чтобы максимизировать экономический эффект. Но надо понимать, что если эти деньги останутся в виде прибыли компаний на оффшорных счетах, то для экономики ничего не поменяется. Нужно реинвестировать эти деньги в рабочие места других отраслей. Иначе потом придётся все социальные программы за счёт федерального бюджета финансировать, а федеральный бюджет не бездонный", — отметил эксперт.
Бывший губернатор Аман Тулеев однажды сказал, что Кузбасс без него раскопают. Жители обращают внимание, что можно что угодно говорить про старого и больного льва, но, когда тот был здоров, то темы экологии, рекультивации, глубокой переработки угля и даже дегазации угольных пластов не сходили с повестки дня. "Что сейчас? Ничего. Только копать и экспортировать... Нам только осталось выжечь на лбу клеймо сырьевого придатка Китая и других стран", — отмечает в соцсетях кемеровчанин Максим Москвикин.