Тюменской области предстоит "дорасти" до других городов по количеству развязок, велодорожек и прочей городской инфраструктуры. Это необходимо в том числе потому, что столица региона гораздо быстрее, чем было запланировано, станет миллионником. Журналист Накануне.RU на полях II Градостроительного форума пообщался с руководителем Главного управления строительства Тюменской области Павлом Переваловым и выяснил, как в регионе будет работать программа комплексного развития территорий (КРТ), как лучше решать городские проблемы и по каким принципам намерена развиваться Тюмень.
– Недавно была утверждена региональная программа комплексного развития территорий (КРТ). Каков ваш взгляд на нее? Это будет "реновация"?
– Термин "реновация" в московском понимании тут не совсем подходит. Изменения, которые внесены в Градостроительный кодекс в 2020 г., серьёзны и дают масштабные возможности для развития. КРТ – механизм, к которому мы шли много лет. Был опыт реализации закона о развитии застроенных территорий. Обобщив весь бэкграунд, законодатель дал нам механизм, при котором возможно комплексное развитие территорий – уже застроенных или иных. То есть речь идёт о сносе жилья и расселении или о переосмыслении уже существующих построек.
Закон этот очень важен. Например, тем, что он позволяет вовлекать в комплексное развитие территории, где есть не только аварийные дома, но и те, которые изношены более, чем на 50%, эту цифру определило правительство региона, экспертизу по такими зданиям будет проводить специальная компания. У таких домов может не быть оптимальной этажности, конфигурации и так далее. Жители при этом должны быть, конечно, согласны на переезд.
При этом всегда возникает вопрос о том, где получат новое жильё те, кто имеет квартиру в центре. Здесь важно не соотношение "центр – окраина", а другое: у человека в определённом месте сложилась жизнь. Например, расселяем дом на улице Мелиораторов. Жители просят дать им квартиры в этом же микрорайоне. Мы говорим: "Так хотим же вас ближе к центру переселить". А они отвечают, что тут любимый магазин, работа, прогулки с детьми.
При сносе дома есть два сценария. Первый – квартирой вы пользуетесь по договору социального найма. Здесь в случае сноса дома равнозначную квартиру дадут там, где она есть. Либо в новом доме, либо на вторичном рынке. Конечно, не факт, что рядом с домом, который сносят, однако пожелания жителей власти того или иного района стараются учесть. Как показывает практика, большого количества недовольных нет. Вторая история – вы – собственник жилья. Здесь вам дадут выкупную стоимость квартиры, и вы сможете купить жильё там, где считаете нужным. Можно, например, взять ипотеку, добавить её к компенсации.
– Где в первую очередь будет реализовываться программа?
– Конкретных адресов, где в первую очередь начнётся КРТ, сейчас нет, и вот, почему. Когда принимают решение о развитии, проект делают публичным и обсуждают. По закону, это может длиться до двух месяцев. Потом его уже утверждают. Сейчас обсуждают те места, которые войдут в КРТ, их около 10. Не надо быть экспертом, чтобы понять, что это за территории в Тюмени: Старая Лесобаза (улица Камчатская), Старая Зарека, окраины (Мелиораторов, Мыс). То есть места концентрации старого жилья.
С другой стороны, если ваш дом изношен на 51%, это совсем не означает, что он автоматом будет расселён. Права собственности на жильё и распоряжения им горожанина никто лишить не может. Даже после того, как ваш дом попал в зону КРТ, у собственников появляется обязанность провести собрание и двумя третями голосов утвердить участие в развитии территории. Они могут и отказаться. В этом случае КРТ "обойдёт" дом. Если, например, не будет кворума, дом попадёт в КРТ, но уже во время реализации жители смогут отказаться. Для этого нужна уже одна треть голосов, а не две. У нас собственники обычно не очень охотно участвуют в подобных собраниях, но другого способа учесть мнение жителей нет.
– Давайте поговорим о другом амбициозном проекте – о строительстве нового общежития ТюмГУ. Ранее жители "обнимали" лог Тюменки, выступая так против стройки. Каким вы видите выход из ситуации?
– Универсального выхода нет. Любой проект индивидуален. Только диалог всех сторон может решить ситуацию. У всех есть жизненный опыт, знания, интеллект. Этих качеств хватит, чтобы решить, как выйти из ситуации. Нужно садиться и разговаривать.
- Урбанист Илья Варламов ранее раскритиковал развязку на Мельникайте – 30 лет Победы. Оправдана ли его критика? Каким вы видите транспортное развитие города и области?
– Критиковать критику – не моя задача. Я готов рассуждать о том, чем объект полезен, что он дал, чем могло аукнуться его отсутствие. Тюмень с точки зрения развития дорожной инфраструктуры – уникальное явление. Сегодня строят развязки. Кто-то скажет, а зачем? Предлагаю окунуться в историю. Если сравнивать Тюмень с другими городами, то давайте посмотрим, кто откуда стартовал. В нашем городе, в отличие от миллионников, развитию транспортной инфраструктуры уделяли много внимания. У Москвы, Петербурга, Екатеринбурга база была высокой давно. Тюмень же ни в 90-ые, ни раньше не могла таким похвастаться. У нас были узкие улицы, не было дорожных развязок. Я намеренно сравниваю Тюмень с миллионниками, потому что получение городом такого статуса уже близко.
У нас же не было вообще ничего. И вот, стартуя с низкой базы, мы строим развязки. Это минимально необходимый уровень для того, чтобы Тюмень не "захлебнулась". Эти объекты нужны были еще вчера. Это та работа, которая минимально необходима. Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры существует и публична. Когда программа будет выполнена, начнём обсуждать следующий этап. Например, обсудим пешеходные и велосипедные связи. В 2020 г. в Тюмени построено 50 км велодорог.
Кто интересовался современной историей Тюмени, знает, что город не задумывался как большой. У нас расстояния между зданиями, проспекты меньше. Люди не перестанут ездить на машинах. Выстроив этот "скелет", мы сможем двигаться дальше к озеленению, например. Почти по 10 тыс. деревьев высаживаем каждый год.
– О широких проспектах. Например, в Челябинске построили довольно широкие проспекты. По утрам они стоят в пробках.
– Я говорю о другом. О расстояниях между домами – "границах красных линий". Где-то можно разместить шестиполосную дорогу, пешеходные пути. Как вот в Москве, например. Там, где много полос не надо, дорогу сужают. Такое возможно и у нас. Эти проекты обязательно будут. Говоря о развязках, опять же, надо говорить о минимальном развитии. 1 млн жителей в Тюмени будет гораздо раньше, чем это предполагалось.
– Глава Тюмени Руслан Кухарук, говоря в интервью Накануне.RU о развитии транспортной инфраструктуры, заявил, что сделан упор на общественный транспорт. Например, есть "выделенка" для автобусов. Как вы относитесь к тому, чтобы отдать приоритет общественному транспорту?
– Как пешеход, я – "за". Вопрос же в другом. Это не вкусовщина, это про другое. Нужен чёткий расчёт с использованием программы, знаний, градостроительных организаций. Чтобы сказать, где надо строить развязку, а где из шести полос сделать четыре, нужен расчёт. Сегодня такой расчёт по городу сделан. Развитие будет комплексным. Такое понятие, как "точечная застройка", сведено почти к нулю.
– Учитывается при комплексном развитии внешний вид зданий или застройщики будут работать по принципу "что хочу, то творю"?
– Это непростой, но не тупиковый вопрос. Забирать полностью право выбора застройщиком внешнего вида объекта неправильно, но регулировать важно. Возьмём Тюмень. Было бы правильно распределить город на архитектурные зоны, как есть планировочные районы в Генеральном плане. И в каждой такой зоне здания должны быть, например, в классическом, современном или каком-то другом стилях. То есть мы не лишаем строителей права выбирать внешний вид конкретного здания, но задаём направление.
О формуле "что хочу, то творю". Могу сказать, что все мировые архитектурные шедевры родились как раз по этому принципу. Думаете, Гауди не творил, что хотел? Есть много других примеров. Если это укладывается в рамки понимания общественности, как должен выглядеть район города, то почему нет? Возможно, такой подход несовершенен, но и его сейчас нет. Вопрос вкусовщины всегда остаётся. Мы с вами, смотря на одно и тоже здание, не можем одинаково его оценивать. Но архитектурное зонирование помогло бы решить много проблем, и мы будем этого добиваться.