Вокруг Крыма началась большая геополитическая игра, центральную роль в которой готов сыграть "турецкий султан"? Вопрос лишь в том, дадут ли ему такую возможность как российские, так и европейские партнеры… Как нам кажется, во всей этой истории с визитом на выходных в Турцию украинского президента Владимира Зеленского нужно помнить и понимать несколько вещей, как минимум.
"Турция всемерно защищает территориальную целостность, независимость и суверенитет Украины. Еще раз подтвердили наш основной принцип непризнания незаконной аннексии Крыма", – сказал турецкий президент по итогам переговоров.
Он также отметил, что Анкара поддерживает инициативу Киева по формированию "Крымской платформы", с ее помощью власти Украины пытаются координировать международные усилия по "возвращению Крыма".
"Это очередной, неведомо какой уже по счету "удар в спину" от наших "турецких партнеров", на который Россия может ответить только закрытием Турции для своих туристов и введением эмбарго на поставки продукции турецких аграриев. Других инструментов воздействия на Эрдогана у Кремля нет, и даже построенный за счет России газопровод "Турецкий поток" рассматривать как аргумент не получается - Турция давно перешла на азербайджанский газ, а сам газопровод больше нужен России, чем Турции, чтобы снизить объемы поставляемого в Европу через Украину газа. Несмотря на громкие заявления и многочисленные уступки, выстроить дружеские отношения с Анкарой у России так и не получилось", – отмечают авторы известного телеграм-канала "Неудаща".
Впрочем, если вдуматься, после переговоров Зеленского и Реджепа Эрдогана ничего нового и не прозвучало, Крым как российскую территорию как не признавали, так и не признают на официальном уровне во всем мире. И не признают никогда, к этому просто нужно быть готовыми и в целом не драматизировать ситуацию.
Как мы помним прекрасно, даже высокопоставленные чиновники Госдепа проговариваются насчет статуса Крыма, скажем, Маргарита Симоньян, главный редактор RT, приводила слова одного американского дипломата по поводу признания или непризнания полуострова российским. По её словам, американский собеседник российских журналистов пожал плечами и ответил – ну и что, советское присоединение Прибалтики к СССР тоже ведь никто и никогда не признавал? Мешало это как-то жить и развиваться СССР и самим советским прибалтийским республикам? Да не особенно, возникали сложности, но не более того, так к этому и надо относиться.
Разумеется, громкие заявления Зеленского о том, что вот, мол, даже в Турции, стране НАТО, сильно близко к сердцу принимают проблемы Украины, Крыма и Донбасса и готовы чем-то там помочь, все кто мог уже прокомментировали. Вполне себе здорово ответила Эрдогану Наталья Поклонская, заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам, все по делу и разложено по полочкам.
Чуть ранее, напомним, с очень четкой и внятной позицией выступил по поводу обострения в Донбассе такой опытный политик, как Дмитрий Козак. Приводить высказывание Козака мы не будем, отметим, что все по так называемым "инициативам" Киева и Зеленского, а также по возможности силового решения было артикулировано очень ясно, яснее точно не скажешь.
Как мы все прекрасно знаем и видим, у Зеленского в последнее время много где, как говорится, "подгорает" на самой Украине, начали говорить о досрочных президентских выборах и даже о возвращении в кресло… Петра Порошенко. И выходит, громкие и безосновательные заявления и тем более в такой интерпретации – самый верный способ поддержать пошатнувшееся реноме "президента мира". Других-то поводов излучать оптимизм не наблюдается, ситуация с заболеваемостью, ситуация в экономике, разрыв фактически отношений между Киевом и Пекином в угоду США не сулят ничего хорошего.
Ровно то же самое можно сказать о новой и, говоря честно, отдающей прямо профанацией идее Зеленского и его офиса провести некую конференцию по Донбассу… без участия России. Провести конференцию, конечно же, можно и собраться можно где угодно, говорить просто будет не с кем и не о чем. В ту же копилку внешнеполитических шараханий, кстати, можно смело отнести и запрос якобы на телефонные переговоры Зеленского с Путиным, о чем на Украине объявили 12 апреля.
Кремль вроде пока не отреагировал, и понятно почему – говорить-то о чем? Тема – Донбасс, но в ситуации, когда не выполнен фактически ни один пункт Минских соглашений, когда с обеих сторон российско-украинской границы наблюдается невиданная прежде концентрация военной техники и личного состава, что обсуждать и главное – с кем?
"Эрдоган после встречи с Зеленским сказал абсолютно то, что должен был сказать. Выразил, так сказать, поддержку коллеге, не более того, новости в этом никакой нет. Кстати, сейчас много пишут о поставках турецких беспилотников Bayraktar, видимо, разных модификаций. Контракт, насколько понимаю, действует еще с 2019 года, так что и это не новость! Что, в украинской армии и добровольческих батальонах нет оружия НАТО или инструкторов с Запада?" – комментирует политолог Максим Жаров.
Он отмечает, что на все эти заявления и демарши сильно влияет внутриполитическая обстановка в самой Турции и на Украине.
"У Эрдогана сегодня, как видим, снова обостряются проблемы внутри страны с военными, с другими силами. Россия же точно не заинтересована в том, чтобы еще в этой стране пришли к власти какие-то другие политические силы, еще более, например, радикальные. Как ни странно, в дестабилизации Турции не заинтересован вообще никто, начиная от нынешнего президента, даже, наверное, в том же Иране такой сценарий, мягко говоря, не станут приветствовать. Какая Украина и её интересы, турецкому лидеру со своими бы проблемами разобраться!" – уточняет собеседник.
Он не видит никаких опасностей в случае проведения "чего-то там на высшем уровне и без России", просто потому, что невозможен вариант решения по-серьезному вопросов без участия нашей страны. Соберутся, поговорят, осудят в очередной раз, но даже вопрос о введении дополнительных санкций в отношении Москвы, видимо, не сработает. И вводить уже, с одной стороны, какие-то дополнительные ограничения бессмысленно, да и потом, кто сказал, что крупный европейский бизнес готов чем-то жертвовать из-за абстрактных интересов Украины? Наоборот, все чаще раздаются голоса за нормализацию отношений, за снятие хотя бы части взаимных ограничений…
А известный публицист и эрудит Анатолий Вассерман полагает, что и к активностям НАТО на Украине следует относиться спокойно – и прежде всего не питать иллюзий по поводу этого самим украинцам.
"Я думаю, что относиться к подобного рода высказываниям и надо так, как в России сегодня относятся, а может быть, вообще не надо реагировать. Объясню почему, на мой взгляд, все эти размахивания кулаками с той стороны границы преследуют ровно одну цель и предназначены для внутреннего использования прежде всего, что мы и видим. После войны 08.08.08 года в Грузии, думается, многие даже совсем горячие головы задумались о том, стоит ли слепо полагаться на мифическую помощь от западных партнеров, а тем более на помощь военного блока НАТО", – поясняет Вассерман.
Эксперт добавляет, что в случае реальной, серьезной заварушки между Украиной и Россией не исключен как раз "крымский вариант" развития событий, то есть переход части военнослужащих ВСУ… на сторону врага, то есть российской армии.
"Большинство на Украине ведь до сих пор, как мы понимаем, составляют русскоязычные и русскоговорящие люди. Им зачем умирать и за что? Вполне поэтому можно представить ситуацию, когда, как говорится, даже сегодняшние ярые противники "агрессора" вдруг начнут "переобуваться в воздухе" и просто в силу инстинкта самосохранения перейдут на нашу сторону. В Крыму и в Севастополе, к слову, в 2014 году так и было, и доказательств никаких не нужно с того времени", – отмечает собеседник.
Он добавляет, что ни Зеленскому, ни Эрдогану на самом деле точно не нужен никакой серьезный конфликт. Вопрос о поддержании тлеющего конфликта на границах России дискуссионный, но лобовое столкновение точно никому не интересно. Про интересы европейских стран, прежде всего участников "нормандского формата", мы также писали.
Нельзя, конечно же, не учитывать русофобские настроения элит в ряде стран новой Европы (типа Польши, прибалтийских государств), но этот как раз тот случай, когда их интересами "старшие" партнеры могут и пренебречь.