Трагедия в Казани еще не улеглась, расследование и проверки еще не окончены, однако чиновники разных уровней уже предлагают свои меры по решению вскрывшихся проблем: усилить безопасность в школах, усложнить процесс получения оружия и усилить контроль за его распространением, ограничить анонимность в интернете и даже вернуть смертную казнь. Но никто из них даже не заикнется о том, что нужно возвращать старую систему образования. Тем не менее, от всех психически больных, оставшихся на свободе, это общество не избавит. Что может стать действенной мерой и о чем забывают чиновники? Своим мнением с Накануне.RU поделился публицист Андрей Рудалев:
– Думаю, что в принятии мер нужно сделать паузу. Все эти скоропалительные эмоциональные движения ни к чему не приводят. Так мы лишь пытаемся спрятаться от трагедии, заглушить голос совести, а кто-то и вовсе перевоплощается и начинает спекулировать на теме. Все эмоциональные порывы приводят к пустым решениям, к условным рамкам металлоискателей, которые повсеместно стоят, но практически нигде не работают, выполняют лишь декоративные функции. Здесь же вопрос настолько острый, что все декоративное и формальное неприемлемо. Когда пройдет траур, улягутся страсти, тогда и необходимо разумно и взвешенно продумывать системные решения.
После каждой серьезной трагедии говорят о возвращении смертной казни. Но это, извините, опять же спекуляции, росписи в бессилии общества, попытки умыть руки. Возвращение смертной казни слишком серьезный вопрос, и его нельзя решать на эмоциях. Поднимать эту тему, используя подобные поводы, мягко говоря, пошлое, крайне вредное дело.
Да, необходим контроль за оборотом оружия без чрезмерности, но и без формализма. Опять же контроль за оружием у населения – это дело Росгвардии, а ее сейчас разные голоса призывают в школы прийти… Не чувствуете противоречие?.. Анонимность в интернете? Самой собой, но без перекосов и рубки с плеча. Понятно, что в этом публичном пространстве должны действовать все те же законы, что и в реальной жизни и в обществе. Время анонимности и беззакония в интернете – первобытный период, эту страницу необходимо перевернуть.
Но необходимо поднимать вопросы и психического здоровья общества, не запускать это и не пускать на самотек, когда будут уже развиваться патологии. Все это нужно сделать со школы и не только затем, чтобы выявлять отклонения, но и чтобы понимать, чем живет молодой человек, как происходит формирование его личности. Сдается мне, что сейчас все еще это мало кого интересует. Поэтому кто-то замыкается в себе, пока к нему не приходят всевозможные "голоса", кто-то группируется в опасные молодежные субкультуры, кто-то подсаживается на тяжелые наркотики…
Но самое главное – в стране должна быть пересмотрена та самая реформа образования, которая происходила все последние годы. Она отчуждала человека от школы. Необходима ее кардинальная ревизия, иначе тупики будут только умножаться.
Есть многочисленные предложения по усилению безопасности в школах, но это тупиковый путь: как бы мы не превращали школы в крепости, но всегда будут находиться бреши. Какой предел этой безопасности? Прикрепить к каждой школе Росгвардию или военизированные подразделения? Обнести колючкой и поставить вышки? Как это скажется на учебном процессе? Так школа еще больше отойдет от выполнения основных своих функций и предназначения. Отделы по делам несовершеннолетних, школьные психологи – все это и сейчас есть. Но, как правило, в их поле зрения попадают лишь патологические случаи: либо криминогенного характера, откровенно девиантное поведение подростков, либо проблемные семьи. Или вот сейчас сделана ставка на патриотическое воспитание, мало того, что часто это превращается в профанацию и очковтирательство, но и вся эта нынешняя работа с молодежью направлена на достаточно узкий сегмент. Нет системы, когда каждый молодой человек включается в общую систему коммуникации: семья-школа-общество, когда он чувствует эту свою включенность и заинтересованность в нем, а не потерянность.
Надо признать, что годы "реформирования" системы образования, практически полностью изгнали из школы дух воспитания и формирования молодого человека. Сейчас все это воспринимается за нечто факультативное, тяжкое обременение, многие учителя воспринимают, что их дело – только лишь выставление отметок и бумажная работа, а все остальное должна выполнять семья.
Мы обязаны поднимать вопрос восстановления системы воспитания. Это не какой-то дидактический гнет, а включенность каждого в большую коммуникацию общества, когда каждый значим и не брошен на произвол судьбы. Без этого общество постепенно превращается в сброд, в разрозненные и самозамкнутые элементы, которым нет друг до друга никакого дела. Без комплексной системы воспитания молодые люди превращаются в беспризорных с ощущением одиночества и ненужности. Людей же необходимо вести, делать их полноправными членами общества. В противном случае эта беспризорность оборачивается кошмарными трагедиями. Надо собирать общество. Не суетиться, не кричать и заламывать руки, а "пасти" народ. Эта важнейшая функция еще не атрофирована, иначе "пасти" будут всевозможные лжеучителя, проходимцы, "голоса" и "откровения свыше". Люди не должны оставаться сами по себе, превращаться в сброд, тешить свое эго. Не должны быть беспризорными. При желании и воле все это на самом деле не так уж и сложно системно наладить. Это крайне необходимо в условиях нашей очень сложной демографической ситуации.