Аналитика


Вот вам и "длинные майские": почему в этом году горим раньше обычного?
Общество | Свердловская область | Курганская область | Тюменская область | В России

Пожароопасный сезон в этом году наступил раньше, чем в прошлом. Ещё в конце марта на совещании президента и губернаторов было объявлено о пожарах сразу в 11 регионах страны. Теперь среди них не только южные субъекты, такие как Краснодарский край или Ингушетия. Огнём охвачены леса Тюменской и Курганской областей, дым от них достигает Екатеринбурга и Прикамья. Эта зима запомнилась обилием снега, однако специалисты-экологи говорят о том, что высота снежного покрова оказалась обманчивой. Влаги в лесах сейчас меньше, чем в прошлом году. Долгие выходные вызвали приток людей на природу, кроме того, наложился ряд других факторов. В итоге сезоны лесных пожаров и паводков практически совпали.

Тревожная ситуация сложилась в регионах УрФО, где установилась аномальная для мая жара. В Тюменской области из-за горящих лесов дело дошло до эвакуации посетителей санаториев и профилакториев. При этом, противопожарный режим был введён ещё в середине апреля.

В Свердловской области особый режим начал действовать с конца прошлого месяца, к 12 мая в регионе горели 120 га леса. К тушению привлекались специалисты МЧС и Авиалесоохраны.

Директор заповедника "Денежкин Камень" Анна Квашнина объясняет в беседе с Накануне.RU, какие природные факторы повлияли в этом году на раннее начало пожароопасного сезона.

"Безусловно, погода очень жёсткая в этом году и весна не то, чтобы ранняя, а очень дружная — бывает, период растянутый, когда начинается потепление, а здесь будто рубильник включили на полную мощность. Человеческий фактор усиливает природный. Надо понимать, что все весенние пожары в апреле-мае это не грозы, но у нас в области они зажечь ничего не могут, гроз практически нет. Поэтому все весенние пожары — исключительно от человеческой деятельности", — рассказала она.

По её словам, угроза пожаров сохраняется на юге и в центре Свердловской области, которым по погодным условиям присвоен высокий — четвёртый и пятый класс пожарной опасности. В этот период, безусловно, необходимы административные меры — это всё, что можно привести в состояние готовности к быстрым действиям, необходимо предупреждать население о том, что существует высокая пожарная опасность, необходимо контролировать поведение населения везде, а не только в заповедниках.

"Запрет на костры вне населённых пунктов — это очень правильно. К сожалению, население хорошо умеет костры разжигать, но плохо умеет их тушить. Существует правило трёх П: "пролить, перемешать и проверить". А лучше ещё раз пролить", — напоминает эксперт. Костёр можно считать потушенным тогда, когда получается держать головню в руках.

Пока же, по наблюдениям за последние годы, все очаги весенних лесных пожаров привязаны к берегам рек — получается, что далеко не все охотники, рыбаки или просто отдыхающие, выехав на природу, надлежащим образом тушат костры. Ну, а объявленные недавно "длинные майские" эту ситуацию в лесах лишь усугубили.

Места весенних пожаров в 2010 -18 гг. чётко привязаны к берегам рек(2021)|Фото: sdelano.media

Также эксперт обращает внимание на то, что административные меры не всегда оказываются адекватными. Административные единицы с трудом принимают решение о введении режимов ЧС или готовности к ЧС. Это тоже усложняет картину. И существует такое понятие как "лесопожарная ложь", когда количество пожаров занижают, чтобы избежать ответственности.

"В Тюменской области на месяц опоздали с введением режима ЧС и провели профилактические выжигания. Там не костры, а именно профилактические выжигания это спровоцировали", — считает Анна Квашнина.

Депутат Тюменской областной думы Тамара Казанцева также называет в числе причин тёплую погоду и долгие выходные. "На 10 дней отправили людей отдыхать, а они и поехали кто куда", — рассказала она Накануне.RU.

Депутат констатирует и недостаточную координацию действий между регионами. Это сказалось в Викуловском районе, где сгорели целые охотничьи угодья — туда пожар пришёл из Омской области.

Больше того, порой не то что нет никакой координации, а даже предпринимаются попытки переложить ответственность друг на друга. Нынешние пожары породили буквально перепалки между губернаторами о том, кто в чьих бедствиях виноват. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев фактически намекнул на курганское происхождение лесных пожаров, которые охватили и Свердловскую область и вызвал ответный спич коллеги Вадима Шумкова.

"Словесный пинг-понг двух малоэффективных губернаторов плохо способствует решению значимой проблемы", — отмечает известный политический телеграм-канал "Незыгарь".

Между тем вчера из-за пожаров пришлось перекрыть уже трассу Екатеринбург-Тюмень, однако пока Куйвашев не высказывался в адрес тюменского коллеги Александра Моора. Тем временем у последнего чаша терпения оказалась переполнена, и он поручил "физически закрыть все дороги, ведущие в лесные массивы".

И все-таки главной проблемой, которая постоянно приводят к пожарам в регионах, остается хозяйственная заброшенность — как самих лесов, так и земель сельхозназначения.

"У нас сегодня очень много полей не обрабатываются, поля зарастают бурьяном, сухостоем. Там кто-то бросил окурок — и всё загорелось. Поэтому надо, чтобы наши власти осваивали заброшенные земли, которые раньше обрабатывались, приносили пользу, а не были источником пожароопасности", — подчеркнула Тамара Казанцева.

В регионах к тому же по-прежнему незначительны расходы на пожарную безопасность, приобретение техники и на лесоохрану — последствия принятия Лесного кодекса 2006 года устранять никто так и не думает.

Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.



Федор Мелехов