Аналитика


Захваты госконтрактов и замена материалов: из-за чего в Новосибирске может сорваться стройка четвёртого моста?
Общество | Новосибирская область

Строительство четвёртого моста через реку Обь в Новосибирске день ото дня всё нагляднее иллюстрирует процесс того, как предприниматели в борьбе за госзаказ всё больше увлекаются борьбой за личные интересы и всё меньше — выполнением самого заказа. Сроки завершения грандиозного проекта, который планировалось подготовить к чемпионату мира по хоккею, рискуют сорваться. Дело в том, что концессионер, которому областной бюджет, по сути, даже готов покрыть коммерческие риски в процессе выноса коммуникаций, решил сэкономить на материалах, в результате уже дала серьёзную просадку труба коллектора. Вопрос на заседании горсовета поднял депутат Александр Бурмистров, а представитель концессионера признал проблему и обещал её решить. Однако времени на это практически не остаётся. Подробности — в материале Накануне.RU.

Новосибирское правительство подписало соглашение на строительство платного моста с "Сибирской концессионной компанией" в декабре 2017 года. "СКК" принадлежит питерской группе "ВИС" и ее дочерней компании "Национальные транспортные концессии". АО группа "ВИС" владеет Игорь Снегуров. Ранее в числе собственников числился Дмитрий Рябов, который работает гендиректором АО "ТЭК „Мосэнерго“" Игоря Ротенберга. Впрочем представители компании заявляли о выкупе доли Рябова Игорем Снегуровым.

Общественник Владимир Кириллов рассказал, что ситуация вокруг стройки стала принимать скандальный характер ещё два года назад, когда на ООО "Росстрой", которое официально выиграло контракт на работы в рамках подготовки к строительству, было заведено уголовное дело, носившее все признаки заказного.

"Задачей тех лиц, которые стояли за этим уголовным делом, по всей видимости, был рейдерский захват данного контракта, вывод предпринимателя вообще из сферы госзаказа и завод туда своих аффилированных организаций, что, собственно говоря, и произошло. Мы тогда уже начали предполагать, что это дело в отношении ООО "Росстрой" повлечёт за собой манипуляции с качеством материалов. В конце концов эта информация к нам пришла — сначала о замене материалов, а потом и о технологических проблемах в виде просевшей трубы", — рассказал Владимир Кириллов Накануне.RU.

По его словам, замена материалов в рамках подрядов по строительству капитальных объектов — и по строительству четвёртого моста, и по строительству вокруг ЛДС, и вокруг станции метро "Спортивная", и подъездных путей к станции метро "Спортивная", стала массовой практикой.

"Это системная проблема, и почему-то наши органы все эти годы на неё, мягко говоря, не реагируют", — сказал он.

четвертый мост через Обь, Новосибирск, проект(2016)|Фото: vseon.com

четвертый мост через Обь, Новосибирск, проект(2016)|Фото: sibkray.ru

В итоге проблемы начались уже на этапе выноса коммуникаций. В рамках этого процесса нужно заменить коллектор на площади Труда. Депутат Александр Бурмистров обратил внимание на это, поскольку площадь Труда входит в его избирательный округ.

"Суть этой финансовой модели издевательская — это так называемая концессия, когда несколько миллиардов вкладывает концессионер, взамен он получает возможность сделать мост платным, и есть гарантии областного бюджета, то есть если трафик окажется меньше, то областной бюджет будет доплачивать. Я стал вникать, разбираться в том, что реально происходит с объектом, и тогда был обнаружен договор на поставку труб для коллектора. В проектной документации указывается, что для коллекторов должны были использоваться немецкие трубы, которые изготавливаются методом центробежного литья. Однако в итоге была использована турецкая труба, изготовленная методом непрерывной намотки. Метр трубы обходился в 14 тысяч долларов, а турецкая — 1,5 тысячи. Получается, что концессионер сэкономил от полутора миллиардов рублей? Однако это никак не отразилось на цене концессии", — указал он.

Парламентарий также подмечает, что директор МУП УЗСПТС [Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений] Александр Мысик, компетентный человек, занимавшийся строительством метро, подтвердил, что есть просадка на 93 сантиметра. По его словам, концессионер уверяет, что 20 лет будет заниматься обслуживанием моста и по договору устранять возможные проблемы, но до сих пор нет ясности с тем, является ли именно коллектор объектом концессии. "Мысик пообещал найти техническое решение, но это значит, что даже такой компетентный человек на данный момент его не знает", — подчёркивает депутат.

И даже если техническое решение будет найдено, то есть ещё одна сложность. Патент на технологию производства турецкой трубы находится у российской ООО "Новые трубные технологии", которая сейчас добивается признания использованной трубы контрафактом. Если это случится, то трубу всё равно придётся демонтировать и заменять. Значит, сорвётся вынос коммуникаций и, как следствие, сроки сдачи объекта.

"Конечно, есть вариант закрыть на всё глаза и сделать коллектор, который не будет работать, лишь бы мост построить. Такой сценарий, наверное, тоже возможен, но если всё делать по уму, то только на прохождение экспертиз уйдут долгие месяцы", — отметил Александр Бурмистров.

В данный момент горсовет готовит круглый стол с участием концессионера, точный срок проведения пока неизвестен. Владимир Кирилллов считает, что благодаря Бурмистрову и другим депутатам горсовета проблема уже привлекла внимание и федерального центра.

"Насколько я понимаю, сами собственники, бенифициары — группа Ротенбергов, не знали про вероятные махинации при строительстве, а сейчас, насколько знаю, комиссия туда уже приезжала. Самое главное, была признана проблема господином Мысиком. Одно дело, когда есть предположения, но нет чёткого признания, а когда Мысик на сессии перед всеми депутатами взял микрофон и признал проблему — это в корне изменило ситуацию. У Мысика и так проблем выше крыши, и выемки документов были, я думаю, что даже те, кто над ним стоят, не справятся с валом нарушений, которые МУП УЗПТС приходится "прикрывать". Тем не менее, он моментально признал эту проблему. То есть он понимает, что уже никак не получится перед Москвой скрыть техническую проблему и нарушения на таком крупном объекте", — считает общественник.

Напомним, ранее сообщалось, что работы по строительству моста должны завершиться до конца 2022 года. В феврале 2021 года стало известно, что сроки продлены до сентября 2023 года.

Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.



Павел Мартынов