В России после прививок от коронавируса заболели десятки или даже сотни тысяч людей. В таком разбросе цифр – не наша небрежность, а небрежность властей, которые дают противоречивые данные. Впрочем, только на первый взгляд их цифры совсем уж не бьются между собой. Попробуем разобраться.
8 июля, глава Роспотребнадзора Анна Попова: "После двух инъекций вакцины, то есть после полного курса <...>, люди с таким статусом заболевают в 0,7% случаев от общего количества привитых".
Считаем. На 8 июля полностью привитых двумя компонентами (в дальнейшем тоже используется этот показатель) было 18,6 млн человек. Значит, если Попова озвучила актуальные цифры, то заболевших из них – 130,4 тыс.
14 июля, министр здравоохранения Михаил Мурашко: "Мы на практике видим, что вакцина эффективно защищает от тяжелых осложнений COVID-19. После вакцинации заболели не более 2,5% граждан, большинство из них — в период формирования иммунитета, который длится две-три недели после второй прививки в зависимости от вакцины".
На эту дату было привито 19,6 млн человек, а значит, заболевших должно быть 493,8 тыс.
Попова 8 числа говорила, что существует единый ресурс Министерства здравоохранения РФ, "где у нас полицевой персональный учет каждого заболевшего и привитого". Тогда откуда цифры взял министр Мурашко, что у него вышли другие данные? Из единого ресурса Роспотребнадзора?
Если отбросить версию о том, что Мурашко возглавляет Минздрав какой-то другой страны, то получится, что заболеваемость среди привитых подскочила более, чем втрое. И, вероятно, так оно и есть. Вот только подскочила она не за неделю, с момента заявления Поповой, а с начала июня. Еще на ПМЭФ все тот же Михаил Мурашко говорил, что после вакцинации "всего 0,8% заболевают коронавирусом". Так что, по всей вероятности, Попова просто озвучила старые данные.
Многие обращают внимание, что 30 июня Путин на "прямой линии" говорил вообще о 10%: "Люди сталкиваются как раз с инфекцией даже после прививок — примерно 10% тоже заболевают. Но болезнь проходит легко и без последствий — вот что важно".
10% от числа привитых — это было бы около 1,7 млн человек. Но вице-премьер Татьяна Голикова тогда уточнила, что переболели после прививки 2,5%.
То есть, вероятно, с начала июня до середины июля процент рос с 0,7-0,8 до 2,5. А высказывание Путина списали на оговорку. Но возможно, что это не так.
Ведь Путин не уточнил, от какого показателя считал. Он не сказал, что считал от числа привитых, как Попова, Мурашко и Голикова, а оно в разы больше, чем заболевших. Если же считать от всего количества инфицированных в стране (5,9 млн на 16 июля 2021 года), то среди них вакцинированных как раз и будет около 10% — те самые мурашковские примерно 500 тыс. (хотя на 30 июня несколько меньше)! И это большое число, с учетом того, что пандемия длится почти полтора года, а "масштабная вакцинация" — несколько месяцев. Если же взять количество заболевших с января 2021 года (когда началась "масштабная вакцинация") по июль — 2,3 млн, то среди них процент заболевших привитых окажется уже 17%. Получается, что почти пятая часть от всех заболевших только в этом году — это вакцинированные? Тогда какая же доля их будет в последние месяцы, когда начались принудительные меры?
То есть, вероятно, Путин берет в расчет количество заболевших вакцинированных среди всех заразившихся ковидом, а его подчиненные стараются делать упор на вероятности вакцинированному заболеть. И понятно почему — эта цифра окажется в разы меньше, так как берется от большей базы.
Но какова вероятность заболеть непривитому? Если посчитать количество заболевших коронавирусом в стране по состоянию на январь 2021 года (2,6 млн человек), когда началась вакцинация, то вероятность заболеть среди непривитых составит... меньше 2%. На то, что вероятность заболеть для привитых и непривитых примерно одинаковая, мы обращали внимание еще после выступления Мурашко на ПМЭФ. Впрочем, это было до появления "индийского штамма". Если сделать расчеты за вычетом количества привитых сейчас, то вероятность будет 3,5%. Немногим больше.
На это говорят, что вакцинированные переносят болезнь в легкой форме. Но всегда говорят обтекаемо и без какой-либо конкретики в цифрах. Интересно, а почему так? Неужели учет не ведется? О вероятности заболеть после вакцины чиновники вообще рассуждают как о какой-то статистической погрешности, ну, 0,7, ну, 2,5% — мол, сущие пустяки. Однако это сотни тысяч зараженных людей, и неизвестно, как складывается их судьба.
Мы специально запросили в Минздраве РФ подробную информацию о том, как вакцинированные и невакцинированные переносят заболевание, как часто встречаются тяжелые случаи и сколько "тяжелых" привитых больных умерли, в том числе в Москве, потому что сейчас это наиболее показательный регион. Вспомним, 18 июня мэр Сергей Собянин объявил, что 90% людей болеют "индийским штаммом". На тот момент в столице привитых было 1,8 млн человек. К 15 июля привито уже 3,2 млн.
Так вот, Минздрав эту информацию по истечении семи положенных законом дней так и не предоставил. Тогда остается непонятным:
Если ответ Минздрава с объективными данными все же поступит, то мы его обязательно опубликуем. Однако, судя по всему, вакцинирование – все-таки больше политическая, чем медицинская задача? Иначе ни за что не поверим, что у Минздрава нет "под рукой" всей этой статистики и он только по этой причине идет на нарушение закона о СМИ. Кажется, что из прививочной кампании делают референдум о доверии вакцинам с обязательным приходом на участки и голосованием по разнарядке. Но он может оказаться не в пользу власти.