Аналитика


Олег Смирнов: У нас лучшая система медпроверки пилотов со времен СССР, какие вакцины и ПЦР-тесты?
Экспертное мнение | В России | За рубежом

После того, как Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС) обратился к премьер-министру с просьбой разрешить на территории РФ зарубежные вакцины, в соцсетях начались споры о том, а не слишком ли много просят экипажи? По их словам, приходится "непрерывно сдавать ПЦР-тесты для выполнения международных рейсов", что мешает работе, но можно ли считать это поводом для разрешения зарубежных вакцин с пониженной эффективностью (по разным данным, от 60% до 80%) для всей страны? В Кремле на запрос ШПЛС ответили, что вопрос не обсуждается, "своих вакцин хватает".

Для разъяснения вопроса Накануне.RU обратилось за экспертным мнением к заслуженному пилоту, бывшему замминистру гражданской авиации СССР Олегу Смирнову:

– Начать стоит с того, что все полеты, частота полетов и типы самолетов устанавливаются на основании межправительственных соглашений, поэтому для решения вопроса надо либо на международном уровне в эти межправительственные соглашения внести дополнения и изменения. Либо дать разрешение прививать у нас зарубежными вакцинами, как и обратились пилоты.

Пересматривать соглашения – это вопрос длительный и муторный, быстро его не решить, понадобится не один месяц на решение вопроса, потому что соглашения заключены с более чем 200 странами. Уже коронавирус сам закончится, когда этот вопрос будет решен. Быстрее и проще второй вариант – разрешить ввозить препараты и делать прививки, но только для летного персонала.

пилоты, самолет, пилот(2019)|Фото: 1obl.ru

И понятно, что они не обратились бы с просьбой, если бы принимающие стороны за границей не требовали этих прививок. В ином случае приходится часто делать тесты, а они тоже требуют дополнительного времени, хотя деятельность экипажа расписана по минутам, и это время начинается за час до вылета – там все рассчитано. Существуют регламенты, которые ограничивают время работы экипажа, по ним работа не должна превышать 12 часов. А если еще добавлять время на тесты, значит, будет перекраиваться все расписание, и экипаж будет меньше проводить в полетах, значит, авиакомпаниям понадобятся дополнительные экипажи, это дополнительные расходы. Другой момент - прилетает экипаж в другую страну, у него уже большой налет часов, нужен отдых – команда заселяется в отель. А отели тоже принимают только привитых – поэтому даже на отдыхе опять сдаются эти тесты. К тому же для постоянных ПЦР-тестов лучше всего организовать свою передвижную медслужбу – это тоже дополнительные сотрудники и расходы.

Но я все равно не понимаю этой суеты, потому что у нас было и остается до сих пор железное правило, в отличие от других стран и авиакомпаний мира, когда перед вылетом экипаж проходит медицинский контроль, это обязательное условие. Пожалуйста – можно добавить туда какие-то дополнительные функции, проверки. Если у члена экипажа уже есть какая-то болезнь – ее выявят уже на этом уровне.

Мы практикуем это правило уже десятки лет, и даже Запад начал брать с нас пример – после известной катастрофы, когда пилот вышел из кабины, а второй пилот закрылся и направил самолет на скалы. Так вот он оказался идиотом в медицинском смысле – и это была огромная ошибка как в подборе кадров, так и в медицинской проверке.

Поэтому ориентироваться нужно даже не на вакцины, а на то, есть ли ежедневная медицинская проверка или нет. Это налаженный механизм. И лучше его приспособить к пандемии, а не проводить постоянные тесты, иначе это сильно повлияет на загрузку экипажей, на расходы авиакомпаний, которые по всему миру и так еле дышат, находятся на грани банкротства.