Аналитика


Вице-премьеров "нагрузили" округами: Мишустину доверили перезагрузку институтов власти
Политика | В России

Стало известно, что глава Правительства, как и обещал ранее, закрепил за каждым федеральным округом своего куратора в статусе не ниже вице-премьера. По опубликованному списку все, на первый взгляд, выглядит логично и объяснимо. Накануне.RU поговорило с экспертами об этом нововведении Михаила Мишустина.

Делами Сибирского федерального округа будет заведовать сибирячка по происхождению Виктория Абрамченко. А Уральский округ, где сосредоточены и работают оборонные производства – вице-премьер по ВПК и "оборонке" Юрий Борисов. Татьяна Голикова будет отвечать за Северо-Западный округ, Дмитрий Григоренко – за Центральный, Юрий Трутнев останется куратором Дальнего Востока, Александр Новак будет курировать Северный Кавказ, Дмитрий Чернышенко – Приволжский ФО, Марат Хуснуллин – Южный федеральный округ (сейчас он уже курирует Крым).

Коллаж, вице-премьеры - кураторы федеральных округов(2021)|Фото: Накануне.RU

Эксперты указывают на признанный удачным опыт назначения с особыми функциями и полномочиями на Дальний Восток полпреда Юрия Трутнева. Это произошло еще, напомним, в далеком 2013 году, после этого и полномочия Трутнева (у него теперь и дела в российской зоне Арктики), и карьерный рост продолжились (стал вице-премьером), что, разумеется, и выше должности и полпреда, и тем более рядового министра. Хотя, заметим, регион продолжает оставаться депрессивным, в нем сохраняется и даже усиливается убыль населения. И тем не менее, "наверху" видят так.

"Не раз уже на тех же заседаниях Госсовета участники из регионов просили президента и главу кабинета прикрепить к ним особых кураторов, – комментирует нововведение Олег Матвейчев, профессор РАНХиГС. – При этом кураторы эти должны быть с хорошими полномочиями и статусом, собственно, это и произошло. Ведь не каждого даже губернатора примет, допустим, федеральный министр, конечно, глав больших и важнейших регионов это не касается, но в целом такая практика есть. Теперь главы напрямую будут обращаться к тому, кто является их куратором".

Собеседник говорит, что, безусловно, опыт работы Трутнева здесь был перед глазами премьера Мишустина.

На вопрос, как будет соотноситься деятельность новых "комиссаров" Правительства с работой и функциями аппаратов полномочных представителей, нам логично указали на "специализацию" каждой структуры.

"Вы не мешайте, полпредства изначально создавались для контроля политических процессов, полпреды в округах – это представители Администрации президента. И экономика их касалась постольку-поскольку. Сейчас назначенные и закрепленные за каждым округом чиновники будут непосредственно отвечать за социально-экономическое развитие и наоборот, не лезть ни в какую политику", – уточняет Матвейчев.

Схожей версии произошедшего придерживается и Игорь Минтусов, политолог, член "Российской ассоциации политических консультантов", добавляя, что, наверное, все-таки кураторы из Правительства будут использовать функционал и кадры в федеральных округах.

"Пока, насколько я понимаю, речь об упразднении институтов полномочных представителей президента на местах не идет. Но давно мало кто понимает, чем занимаются такие структуры. Следят? Контролируют? Но у нас без них контролеров и надзирателей хватает! Возможно, что появление кураторов федеральных округов в статусе не ниже вице-премьеров, то есть прямых заместителей Мишустина, отражает именно это – некая операционная перезагрузка давно работающих институтов власти", – считает политолог.

Олег Матвейчев говорит, что есть в российской управленческой схеме еще одна "загвоздка". По его словам, было бы полезно преобразовать существующую систему и привести к 20-25 крупным агломерациям вместо 85, как сегодня.

"У нас часто соседние регионы, даже с одной и той же специализацией, начинают конкурировать друг с другом за кадры, за ресурсы, за внимание Правительства в конце концов. И что получается? В итоге нужного не получает ни тот, ни другой регион", – замечает собеседник.

Классический пример – одно время, наверное, читатели помнят, было прямо увлечение и даже мода на заявления губернаторов о строительстве логистических центров. Кое-где эти транспортно-логистические центры построили и даже открыли с помпой, как, например, в Челябинской области. Проблема в том, что никому они оказались не нужными и невостребованными! Миллионы бюджетных денег, и только бюджетных, ушли непонятно куда и неизвестно кому, возможно, по мысли Матвейчева, в будущем кураторы из Правительства и должны будут в каком-то смысле умерять и унимать наиболее ретивых региональных руководителей на местах. Особенно в части выпрашивания из Москвы "финансирования" и послаблений на сомнительные прожекты и авантюры.

В мае мы рассказывали, что вице-премьер Марат Хуснуллин неожиданно высказался о том, что "не хочет заниматься отдельными регионами" и предложил подумать об объединении некоторых "бедных и отсталых" провинций с более сильными в экономическом смысле соседями.

И вице-премьер тогда специально оговорился, что это его частное мнение, и никаких подобных инициатив в Правительстве не рассматривается. С тех пор только по Уральскому округу было заявлено сразу несколько крупнейших инвестиционных проектов, скажем, доведение федеральной скоростной трассы Москва – Казань в перспективе до Тюмени и Челябинска, или, например, постройка в столице Южного Урала метро в виде "метротрама", можно указать и еще пару-тройку масштабных проектов для Урала и северных территорий.

Правда, в качестве куратора этим будет заведовать не строитель Хуснуллин, а "оборонщик" Борисов, но это уже другая история...



Денис Лузин