Аналитика


"Билеты на 8 млрд рублей превратятся в фантики". В России не дают провести отложенные из-за пандемии концерты
Общество | Свердловская область | В России | Санкт-Петербург | Москва

Россияне ждут концертов, отмененных из-за пандемии. На руках у зрителей остались 5 млн билетов общей стоимостью 8 млрд руб. Концертные агентства не могут пригласить артистов без гарантированной 100%-й заполняемости залов, обеспечить которую не позволяют ограничения Роспотребнадзора. Они, однако, распространяются не на всех, поэтому в стране проводятся дни городов и другие массовые мероприятия, в то время, как коммерческие агентства подсчитывают убытки и доживают последние дни. Представители Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (КТиБО) рассказали о кризисе отрасли, несправедливости правил игры и неуспешных попытках пересмотреть их в диалоге с властями. Ситуация ведет к тому, что зрители останутся без денег за купленные билеты, а работники отрасли и артисты — без работы. Подробности — в материале Накануне.RU.

Ковидные ограничения в регионах страны пересматриваются каждые два-три месяца. Правила посещения публичных мест ужесточаются и смягчаются вновь, как было с QR-кодами в общепите Москвы. И только в концертной индустрии не наступает послаблений — достаточных хотя бы для того, чтобы выйти на самоокупаемость, об этом рассказал глава одного из крупнейших концертных агентств в России Eventation Сергей Мурадов.

"Все сферы жизнедеятельности, которые предусматривают контакт большого количества людей, открыты и функционируют практически в нормальном режиме, либо с незначительными ограничениями. При этом наша отрасль практически парализована на протяжении полутора лет!" — возмутился он.

Такую статистику привел руководитель промоутерско-продюсерской группы компаний "МСМ Групп" Александр Скрастин.

"Общественный транспорт посещают в 850 раз больше человек, чем посещают театры и концерты. Театры и концерты посещают 0,35% от числа людей, использующих транспорт. Это 0,15% от всех жителей Москвы. Наши цифры ничтожны, но страдаем мы больше всех", — сказал он.

По словам Мурадова, в течение полутора лет, с весны 2020 г., в Москве действовал полный запрет на концертную деятельностью, потом разрешили проводить мероприятия при заполняемости залов на 25%-50%. Этого недостаточно для получения прибыли.

"Рентабельность нашего бизнеса начинается с 70-80% заполняемости концертных залов. Это привело к тому, что те мероприятия, проведение которых было запланировано до начала коронавируса, не могут быть проведены, они переносятся на второй год. Некоторые крупные мероприятия переносились по 4-5 раз", — пояснил Мурадов.

У российских зрителей находится около 5 млн билетов на отложенные концерты, общей стоимостью около 8 млрд руб. Чтобы их провести, нужно гарантировать 100%-ю заполняемость залов, это сегодня невозможно.

Он сравнил концертную индустрию с авиаотраслью, которая получила господдержку в размере 23 млрд руб., как особо пострадавшая. "При этом авиаотрасль функционирует сегодня без ограничений, в самолетах не предусмотрена шахматная рассадка, все аэропорты заполнены людьми", — заметил Мурадов.

Концертная же индустрия оказалась на грани банкротства. При сохранении ограничений ее представители рассчитывают только на помощь государства.

"Если мы вынуждены дальше находиться в режиме простоя, то нужно предпринимать меры прямой финансовой поддержки, предусматривающей субсидирование зарплаты работникам, аренды офисов и частных культурных организаций. В результате такого длительного простоя мы подошли к ситуации, когда через какое-то время 5 млн билетов на руках россиян могут просто превратиться в фантики, и это имеет социальные риски для общества", — сказал директор Eventation.

Чтобы избежать такого сценария, ассоциация предложила Правительству РФ и Роспотребнадзору семь срочных мер для исправления ситуации, но получила отказ. Представители концертной индустрии отмечают, что в стране создается неравенство между государственными и коммерческими культурными организациями.

"Это потеря культурного продукта. Негосударственный сектор массовых мероприятий генерирует большую часть культурного продукта в стране. Мы очень хотим, чтобы этот культурный продукт не был потерян, мы надеемся, что он нужен нашей стране", — добавил Мурадов.

Убытки коммерческих концертных залов составляют 100%, под угрозой безработицы — 700 тыс. человек, занятых в отрасли, заявил руководитель группы компаний SAV Entertainment и "Русский шоу-центр", председатель правления ассоциации КТиБО Владимир Зубицкий. При этом, по его словам, на кого-то ограничения действует, а на кого-то — нет.

"Подушка безопасности заканчивается. Что мы будем делать с перенесенными концертами? Нам говорят, что нельзя проводить концерты и фестивали, но опять двойные стандарты: нам, как частному бизнесу, нельзя ничего проводить, а фестиваль для выпускников в Санкт-Петербурге можно. Заявлено 40 тыс. человек! Проводят дни городов с открытыми концертами, например, юбилей Нижнего Новгорода на 15-20 тыс. человек", — заявил Зубицкий.

Некоторые театры продолжают работать вполсилы.

"В театре — 1800 мест, мы работаем с сентября 2020 г. При существующих ограничениях мы продолжаем прокат, понимая, что наши затраты составляют 50% от сбора. Регламент Роспотребнадзора разрешает заполняемость не более 500 мест, что для меня не вполне объяснимый критерий. Поскольку 500 мест в зале в "Крокусе" или Кремлевском дворце — это 10% зала. А в театре на 1000 мест это 50%", — заметил продюсер, генеральный директор театральной компании "Бродвей Москва" Дмитрий Богачев.

Из-за ковидных ограничений в Екатеринбурге закрылся "Телеклуб", теперь там "сомнительный бар", рассказал арт-директор Tele-Club Group Семен Гальперин.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Накануне.RU

"Это была одна из важных концертных площадок, туда приезжали иностранные артисты и артисты со всей страны. Сейчас там бар с дешевым пойлом, о котором каждую неделю пишут в новостях, что там якобы продают алкоголь без акцизных марок. Это лучше для культурной сферы? Наверное, хуже", — рассказал Гальперин.

Под угрозой закрытия по той же причине — единственный в городе джазовый клуб на 200 человек.

Главная проблема даже не в жесткости ограничений, а в отсутствии ясности в них, добавила общественный представитель Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере организации культурно-массовых мероприятий, глава федерального концертного агентства "Артистика" Ольга Шпигальских.

"Ограничения меняются каждый месяц, отрасль не может подстроиться", — сказала она.

В Санкт-Петербурге массовые мероприятия можно проводить только при согласовании с Роспотребнадзором, но критериев согласования нет. "Поэтому судьба мероприятия зависит от усмотрения Роспотребнадзора. Требования должны быть реальными, а пока они нереальные, потому что они не прописаны", — пояснила Шпигальских.

По ее словам, дополнительную сложность создают ограничения, связанные с QR-кодами и ПЦР-тестами: 20% из кодов не читаются, а зрители не готовы тратиться на анализы.

"Зритель не готов ждать и оплачивать тесты. Организатор тоже не готов. Это огромная затратная часть, которая рушит экономику всего мероприятия", — заявила омбудсмен.

Несправедливо, по ее словам, и то, что при снятии маски на концерте ответственность несет организатор мероприятия, а не зритель.

"Государство должно предоставить помощь компаниям, которые полтора-два года сидят без доходов. Глобально индустрия умерла. Работают только те, кого субсидирует государство, то есть государственный сектор. Вряд ли государству интересно, чтобы все вернулось к времени до 1987 г., когда существовали только Минкультуры и Госконцерт. Я думаю, что мы цивилизованная страна, и мы не можем допустить этого!" — резюмировала глава компании SAV Entertainment, президент ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (КТиБО) Надежда Соловьева.



Анна Смирнова