Екатеринбуржцы начали массово жаловаться на систему оказания медицинской помощи гражданам с подтвержденным и предполагаемым диагнозом "коронавирус". Читатели Накануне.RU сообщают, что им приходится самостоятельно идти в поликлиники за помощью, а некоторым довелось несколько дней ждать ответного звонка с "горячей линии" здравоохранения, чтобы подтвердить "актуальность вопроса". В это время регион устанавливает рекорды заболеваемости и смертности от ковида. А главный эпидемиолог объясняет проблемы тем, что просто врачи "сидят без дела в пунктах вакцинации". Подробности – в нашем материале.
Одна из жительниц Екатеринбурга рассказала Накануне.RU о своей ситуации, акцентировав внимание на организации системы здравоохранения в период пандемии. Ощутив симптомы (боль внизу живота, головную боль и жар при стандартной температуре), девушка сдала платный ПЦР-тест. Информация о положительном результате поступила в личный кабинет на сайте "Госуслуг", несмотря на то, что тест был сдан в частной клинике. Сдавать анализы в коммерческой больнице девушка решила, потому что, к своему удивлению, оказалась не приписана ни к одной поликлинике по месту жительства. После получения положительного результата она обратилась на "горячую линию", где ей посоветовали лично подать заявление в ближайшую поликлинику. Роспотребнадзор предписывает заболевшим соблюдать самоизоляцию, поэтому девушка отказалась от личных визитов. Тогда на "горячей линии" ей предложили оформить заявку на вызов врача на дом из ближайшего медучреждения.
"Я отказалась, потому что относительно других чувствовала себя не так плохо. Я понимала, что нагрузка у врачей большая и им незачем тратить время, когда в принципе у меня с первых признаков прошла уже неделя, и сейчас нет никаких симптомов", – рассказала читательница.
Однако позднее ей потребовался второй тест на коронавирус, который по рекомендациям необходимо сдавать натощак. В назначенный день девушка осталась голодной, а ее звонки – без ответа. Медики так и не пришли, и только через 2,5 дня ей перезвонили и спросили: "Актуален ли еще вопрос?".
"К счастью, я переболела коронавирусом в легкой форме, и звонила только узнать про то, когда ко мне приедут. Но сколько людей, которым реально нужна помощь? Кому реально плохо? Уверена, что таких людей много, но им могут перезвонить только через сутки или почти трое суток! Я уверена, что если бы мне срочно нужен был врач, я бы его не дождалась. До этого пыталась вызывать врача на дом, но спустя 30 минут ожидания на линии звонок сбрасывается. Ко мне только в среду придут брать тест. Во сколько, в какой форме это будет проходить – опять же неизвестно", – рассказывает девушка.
Горожанка подчеркнула, что к самим поликлиникам никаких претензий не имеет. Более того, она отметила медиков из детской поликлиники, которые, как только получили информацию о положительном тесте, сразу же позвонили ей, чтобы убедиться, не проживают ли с зараженной дети. Да и тот факт, что людям перезванивают пусть и по прошествии времени, тоже не может не радовать, однако серьезным, а в некоторых случаях, возможно, и летальным фактором остается время реагирования на обращения.
Проблемой является и то, что предписание Роспотребнадзора зачастую подолгу не отправляют адресатам, из-за чего отсидевшие двухнедельный карантин, до сих пор являясь потенциальным переносчиками, самостоятельно выходят на улицу, что не может не сказываться на росте заболеваемости. В обратном случае, наиболее ответственные граждане, напротив, не выходят из дома, дожидаясь предписания, тем самым, по мнению екатеринбурженки, создавая проблемы в сфере экономики.
"Вопрос к организаторам системы здравоохранения. Они звонят – это хорошо. Но они не боятся таким образом порушить экономику? Я здоровый гражданин и сижу дома, не выхожу на работу, не заправляю машину и т.д. С организацией большие проблемы и не только у меня. Коллега получил отрицательный тест после болезни еще в середине августа, а ему предписание до сих пор не прислали", – добавила девушка.
И такие жалобы, действительно, отнюдь не единичные. Многие заявляют, что несколько часов и даже дней не могли связаться с медиками, вне зависимости от того, касался ли их вопрос коронавируса. Дождаться бесплатного теста тоже не представлялось возможным.
Как пояснил Накануне.RU специалист ассоциации "МедЛабЭксперт" Александр Соловьев, дело действительно в загруженности специалистов, особенно на фоне росте заболеваемости. Однако свою лепту внесли и несвоевременность введения covid-мер как в регионе, так и в России в целом.
"С одной стороны, совершенно очевидно, что ситуация с эпидемией сейчас такая, что все звенья системы здравоохранения и оказания медицинской помощи перегружены. Мы видим объективную картину по госпиталям: в Свердловской области и в целом в России идет резкий рост ковидных случаев последние три-четыре недели, причем сразу же быстро утяжеляющихся, что вынуждает искать дополнительные койки. Это все сказывается, и ситуация будет в ближайшие недели ухудшаться почти по всем субъектам, потому что антиковидные меры по-разному водятся в разных субъектах. И даже при вводе адекватных мер нужно четыре-пять недель, чтобы мы увидели существенные изменения в ситуации", – заявил эксперт.
По его словам, на нынешней ситуации также значительно сказалась новая волна и дельта-штамм, который стал неожиданностью для россиян. Внезапный рост числа заболевших удивил и правительство региона, которое не было готово к своевременному ведению соответствующих мер, а потому не смогло пресечь распространение нового штамма на корню.
"На мой взгляд, конец июня-июль – это был тот период, когда и на уровне правительства, и на уровне региона разрабатывались варианты стратегии с учетом, в том числе, и данных о дельта-штамме, которые только стали появляться. По идее, это должно было привести к какому-то новому плану действий, но я не могу сказать, что этот четкий план действий прослеживается у нас – просто сохранились старые рекомендации от Роспотребнадзора, а основные усилия были направлены на то, чтобы ускорить программу вакцинации для достижения широкого охвата населения. Это правильное действие, но очевидно, что мы не успеваем по разным причинам активно вакцинировать население, чтобы получилось достичь коллективного иммунитета. И все это, на мой взгляд, требовало неких корректирующих действий, ведь уже с конца июля-начала августа было понятно, что с начала учебного года ситуация обострится, и все прогнозы сбылись", – пояснил Александр Соловьев.
Он также подчеркнул, что с недоверием к вакцинации боролись многие страны, которые в итоге пересилили незнание, а позже усилили тестовые мощности. При этом в России по данному пути пока пошла только Москва, и то введя антигенные тесты для школьников спустя лишь 1,5 месяца после ухудшения эпидемиологической ситуации в целом. В обратном же случае, по мнению эксперта, необходимо было сразу ввести меры по отслеживанию контактных, меры, нацеленные на защиту от аэрозольного пути распространения вируса, которые в совокупности с проработанным информированием населения должны были дать высокий положительный результат.
Высказался эксперт и про QR-коды. Александр Соловьев подчеркнул, что столь жесткие ограничения, как правило, способствуют стимулированию населения. Сейчас же ситуация обстоит таким образом, что только при достижении 80% вакцинируемого населения регион сможет спокойно выйти из QR-ограничений.
"Любые ограничения, на самом деле, стимулируют. Всегда все социологические и психологические опросы по вакцинации показывают, что значительная часть населения в разных странах – это колеблющаяся часть без принципиальной оппозиции против вакцин. И на любые такие колебания очень существенно влияют какие-то ограничивающие факторы. Летом таким фактором послужила обязательная вакцинация для путешественников в ряд субъектов или за границу, и тут же люди начали усиленно вакцинироваться. Поэтому QR-коды сыграют такую же роль по отношению к людям, которые все еще сомневаются, ставить или не ставить прививку", – заключил эксперт.
В пресс-службе областного минздрава не смогли прокомментировать ситуацию с загруженностью врачей и невозможностью дозвониться на "горячую линию". А главный эпидемиолог Екатеринбурга Александр Харитонов, по всей вероятности, и вовсе не видит в этом никакой проблемы. Во время брифинга он сказал, что если люди хотят – они дозвонятся, "надо просто дозваниваться, моя жена дозванивалась".
Он также обратил внимание, что людей призывают вакцинироваться, но пункты вакцинации зачастую пустые, хотя "там сидят бригады, врачи без дела, которые могли бы выезжать на вызовы".
Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.