В октябре в России был поставлен очередной ковидный антирекорд: за месяц впервые число новых случаев превысило миллион. При этом положительный эффект вакцинации по-прежнему статистически не обнаруживается и является лишь гипотезой. Накануне.RU анализирует ковидные итоги октября и их связь с вакцинацией, являясь единственным СМИ в России, которое это делает.
В октябре было зафиксировано 1,02 млн случаев ковида и 31,5 тыс. смертей (данные оперштаба). Заболеваемость (точнее, число случаев) составила 7,0 на 1000 населения, а ковидная смертность — 215 на 1 млн жителей. При этом по регионам, как обычно, наблюдался огромный разброс: заболеваемость варьировалась от 1,0 до 16,8, а смертность — от 3 до 633 — в 17 и 200 раз соответственно!
По сравнению с сентябрем заболеваемость выросла на 70%, смертность — на 31% (она всегда отстает от заболеваемости). По регионам и здесь наблюдается большой разброс, хотя и меньший, так как регионы сравниваются не между собой, а со своими же показателями в предыдущий месяц.
Поразительно, но факт: никто в России не анализирует текущие ковидные показатели, а тем более с учетом фактора вакцинации. Ведь чем больше привитых, тем меньше должны болеть и умирать. Приводим список регионов, упорядоченных по доле привитого взрослого населения в формате: доля привитых на середину месяца, заболеваемость в октябре на 1000 населения, ковидная смертность в октябре на 1 млн жителей по данным оперштаба, уточненная ковидная смертность в сентябре на 1 млн жителей по данным Росстата, общая смертность на 1 млн жителей:
...
Из списка видно, что как среди самых привитых регионов, так и среди наименее привитых огромные различия: по заболеваемости — до 6 раз, по оперативной смертности — до нескольких десятков, по уточненной — до 5 раз, по общей — до 4 раз (низкая общая смертность в Чечне и Дагестане вызвана гораздо более молодым населением, это же касается Тывы или других кавказских республик, помимо упомянутых).
В среднем среди десяти наименее привитых регионов заболеваемость в октябре составила 4,6 случаев на 1000 населения, среди наиболее привитых — 6,2. По смертности — 202 и 122 соответственно. Формально в самых привитых регионах почти в два раза ниже летальность, но разница по обоим показателям такова, что доверительные интервалы намного больше самих показателей. Так, по заболеваемости доверительные интервалы (р=0,95) составляют (0,7; 8,5) и (0,7; 12,7) соответственно, по смертности — (-30; 450) и (-80; 320) соответственно. В этих условиях говорить о различии средних значений не имеет смысла. Такой разброс означает, что фактор вакцинации является статистически незначимым. Очевидно, есть какие-то другие причины, которые и приводят к огромным региональным различиям.
Облако точек, означающих регионы, на графике в координатах "процент привитых — заболеваемость" располагается без какой-либо видимой закономерности. То же самое касается графиков смертности (они похожи на первый график и не приведены). Описание всех графиков линейной зависимостью дает почти нулевой коэффициент корреляции. Он означает, что вакцинация не влияет так, как она должна теоретически влиять: с ростом вакцинации болеть и умирать должны меньше. Этого не наблюдается. Вакцинация никак не проявляет обещанный эффект.
Чтобы "поймать" возможный положительный эффект вакцинации, был введен дополнительный показатель — изменение заболеваемости/смертности в октябре по сравнению с сентябрем. Может быть, ухудшение произошло везде, но в самых привитых регионах меньше? Оказалось, что нет и этого. В десяти наименее привитых регионах заболеваемость выросла в среднем на 34% за месяц, а в самых привитых — на 58%, смертность — на 12% и 15% соответственно.
Причем то же самое наблюдается, если даже рассматривать по пятерке наименее и наиболее привитых. В первой пятерке будут регионы с 25-30% привитых, во второй — 55-70%. Но и между ними нет никакой значимой разницы. Правда, есть снижение смертности во второй группе, но только за счет Тывы, где в октябре была крайне низкая смертность (одна смерть против 37 в сентябре, что и обусловило падение в 37 раз). Впрочем, и это различие из-за большого разброса по регионам незначимо. Также нет никакой связи с вакцинацией в целом по всем регионам: корреляция нулевая и по изменению заболеваемости, и по изменению смертности.
Что касается уточненной ковидной смертности в сентябре по Росстату, то различие меньше — 160 против 240 (та как для Тывы падение всего в два раза). А по общей смертности еще меньше — 1100 против 1270 на миллион жителей. В обоих случаях — в пользу самых привитых регионов. При этом разброс по-прежнему огромен, а разница незначима. Это же касается и эффекта изменения показателей смертности в сентябре по сравнению с августом (она уменьшилась) — 11% против 17% для ковидной и 3,5% против 7% для общей смертности соответственно. То есть наблюдается такая картина: по оперативной смертности разница наиболее заметная в пользу самых привитых регионов, по уточненной смертности — меньше, а по общей — самая маленькая. И везде эта разница незначима. Общая же зависимость смертности по всем регионам от фактора вакцинации имеет почти нулевую корреляцию, хотя и немного наклонена в сторону уменьшения смертности с ростом вакцинации. Это свидетельствует о том, что или рост смертности вызван не ковидом, а статистика "дутая", или вакцинация снижает смертность так слабо, что это почти никак не проявляется, а гораздо больше влияют другие факторы (поэтому различие между регионами такое огромное).
Несколько иной подход состоит в том, чтобы упорядочить регионы по заболеваемости и смертности и сравнить их по степени вакцинации. Вот что получается. В десяти регионах с наименьшей заболеваемостью в среднем 38% привитых взрослых, в десяти с наибольшей заболеваемостью — 44%. По оперативной ковидной смертности — 43% и 41% соответственно. По уточненной ковидной смертности за сентябрь — 51% и 42% соответственно. По общей смертности в сентябре — 45% и 42%. Такой же уровень различий, если рассматривать снижение смертности за месяц. То есть и таким способом эффект вакцинации не удается различить. По средним значениям он есть, но очень небольшой и статистически незначимый. Все говорит о том, что сам фактор ковида является малозначимым для общей смертности, и сколько ни вакцинируй население — итоговый результат от этого почти не изменится, так как воздействовать на малозначимый фактор бесполезно? Крайне слабая связь между заболеваемостью ковидом и общей смертностью говорит о том, что ковид не является главной причиной общего роста смертности (иначе это проявлялось бы), этот статистический факт является совершенно бесспорным, но власти его игнорируют, убеждая всех в том, что именно из-за ковида сильно выросла смертность.
Такие результаты неудивительны. Так, вчера глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщила, что "только" 2-5% россиян заболели коронавирусом после получения обоих доз и "это очень хороший показатель для вакцины". Но чем тогда является показатель, что среди невакцинированных с начала года ковидом заболели менее 4% (около 4 млн из 110-120 млн), даже включая "бессимптомных", то есть здоровых? Очевидно, разницы никакой нет, что Попова косвенно и подтвердила. Правда, она заявила, что привитые практически не умирают, но это все просто слова. Данные статистики, особенно по общей смертности, доказывают, что умирают все, и там, где привитых больше всего, умирают примерно столько же, где привитых меньше всего.
Отсутствие эффективности вакцинации для всех, кроме пожилых, подтвердило и единственное пока в России независимое исследование, проведенное в Санкт-Петербурге, о чем мы уже писали. Оно показало, что до 60 лет вероятность попасть в больницу с пневмонией что для привитых, что для непривитых одинакова (график можно посмотреть здесь). Это значит, что, возможно, и вся кампания по принуждению работающих к вакцинации смысла не имеет. Правда, на этом же графике большой рост вероятности попасть с больницу непривитым после 60 лет, но данный результат сомнителен: заявленное в исследовании количество попавших в больницу без прививки таково, что оно, скорее всего, не может дать 20-25% соответствующей вероятности, только вот твердо доказать это невозможно, так как авторы (случайно ли?) не привели разбивки по возрастам для госпитализированных. К тому же можно заметить, что доверительные интервалы (серым фоном) различаются гораздо меньше и частично пересекаются.
Показательно и то, что результаты третьей фазы клинических испытаний "Спутника V" так и не были опубликованы. Летом министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко обещал это сделать к октябрю. Он уже прошел, но результатов так и нет. Собственно говоря, это уже не имеет значения, коль скоро препарат введен десяткам миллионов человек, зато подчеркивает отношение властей к соблюдению всех предусмотренных законом процедур. А также отчасти отвечает на вопрос, почему между самыми привитыми и самыми непривитыми регионами нет разницы. А почему она вообще должна быть? Из-за заверений властей? Для научного анализа это не аргумент. И что это за эффективность вакцинации, если она никак статистически не обнаруживается? Нужно искать настоящие причины роста смертности, но власти, ставшие заложниками своей догматической системы, на это вряд ли способны. Чтобы признавать свои ошибки, нужны мужество и честность. Пока ни того ни другого власти не обнаруживают.
Накануне.RU продолжит анализ ковидных данных с учетом фактора вакцинации.
Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.