Госдума в первом чтении приняла закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" ("за" – 317 голосов, "против" – 66, воздержались – 12). Авторы – депутат Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас – считают, что документ приводит устройство публичной власти в соответствие с обновленной Конституцией. Но критики видят в законе желание уйти от федерализма в пользу централизованного унитарного государства.
Обсуждение было жарким: законопроект обширен (11 глав и 65 статей), регулирует множество моментов устройства субъектов. С некоторыми из них почти все депутаты согласны, с другими не готовы мириться.
Глава комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников отмечает, что новый закон должен сменить действующий уже около 20 лет ФЗ №184, ныне регулирующий отношения между уровнями власти. Автор законопроекта отметил, что в 184-м законе не переписывались только 10 статей, статья о главе региона переписывалась 50 раз, статья о региональных заксобраниях – 30 раз. Крашенинников сравнивает действующий документ с "лоскутным одеялом" и в целом представляет его как достаточно технический, подчиненный обновленной Конституции, законам о правительстве и Госсовете и т.д.
Но с этим не согласны многие депутаты (а также часть регионов, писавших отзывы на законопроект, некоторые муниципалитеты). Они полагают, что закон предусматривает укрепление центральной власти и потерю полномочий субъектами, по сути – переход от федеративного управления к унитарной системе.
В принципе, это и не скрывается. Спикер Госдумы Вячеслав Володин начал приводить примеры федеративных государств, где, по его мнению, такое устройство приводит к недостатку самостоятельности и мощи государства. "В Германии конфедерация – США так сделали, не хотели усиления Германии после войны. В Индии такая форма – англичане не хотели усиления Индии, - заявил Володин. - Надо делать все для усиления государства".
За унитарное государство агитирует и Жириновский: "Закон слабый. Федерация – неприемлема для России. И нигде в мире уже нет федераций. Там, где федерация, в будущем будет война или революция".
Правда, когда речь заходит о конкретных статьях, по сути – еще больше подводящих губернаторов под зависимость от Москвы, глава ЛДПР уже другого мнения. Например, по поводу упразднения статьи о максимальном сроке полномочий главы региона (сейчас нельзя быть губернатором больше двух сроков подряд, в предлагаемом законе количество сроков предлагается устанавливать местным заксобраниям): "На счет сроков. Один срок. Чтобы не было колебаний. Если нет сроков – не будет отвечать перед избирателями. Власть до конца, до смерти. Вот прозвучало: есть субъекты, где и так все хорошо, экономика, строительство (об этом сказал Крашенинников – прим. ред.). А демократия? Демократия там есть? Сидит волкодав в губернском доме, сатрап, всех задавил! Хорошо сидит. Без развития демократии и экономики мы будем топтаться на месте".
Депутаты от "Единой России" вообще не видят проблемы в несменяемости власти, "если она хорошая". "Во всем мире ушли от ограничений [по срокам] уже. Если человек хорошо работает – пусть работает, если плохо – его не переизберут. А мы экспериментируем: "обновление надо!" – заявил Володин. Его вышел поддержать однопартиец Дмитрий Вяткин: "Надо думать не о том, сколько сроков у губернатора, а о том, насколько система может решить цели, поставленные в нацпроектах. Мы должны оценивать закон только с этой точки зрения. Если главным критерием успешности работы региональной власти является то, можно помитинговать или нельзя, а не благополучие граждан, то это что-то неправильное, коллеги".
КПРФ в первом чтении голосовала против закона. "Ограничения для глав по срокам нет, это позволит задержать у власти Кадырова, Минниханова, Собянина и других. Это противоречит демократическому принципу сменяемости власти. В прошлом году обнулился президент, теперь обнулятся и губернаторы. Это будет застоем, - отметил коммунист Юрий Синельщиков. - Идет укрепление вертикали власти. Главный выгодополучатель – президент. Губернатор будет думать, как угодить столичному начальству, а не как сделать лучше народу. Наша страна стала суперпрезидентской республикой. Возможности укрепления президентской власти уже исчерпаны".
Экс-мэр Якутска, ныне – депутат от партии "Новые люди" Сардана Авксентьева тоже выступила против закона: "Мы хотим поставить всю деятельность регионов под контроль безымянных московских клерков. У нас и без того сегодня суперцентрализованная страна, зацикленная на отмашку из центра. Мы все помним, как это было минувшим летом, когда у нас горели леса. Регионам надо оставлять власть. Центральная власть относится к нам, как к детям, но на самом деле нет, общество выросло". Авксентьева видит угрозу дисбаланса системы, который может больно ударить по муниципалитетам – наиболее ущемленному в полномочиях уровню власти. "Нарушается баланс между уровнями власти. Политика и экономика взаимосвязаны. Региональные парламенты присвоят себе муниципальные полномочия, федеральные – получат региональные. Всю систему перекашивает. Губернаторы становятся рабами лампы, при этом не получают силы", - полагает депутат.
О чем закон
Законопроект устанавливает, что у всех регионов должно быть высшее должностное лицо, оно может называться как угодно (как и заксобрание), но в названии не должно быть слова "президент".
Исполнительный орган тоже должен быть обязательным, постоянно действующим, формироваться он может как угодно, глава региона может возглавлять его, а может назначить для этого специального человека.
На всей территории устанавливается унифицированный срок полномочий главы региона – пять лет. А вот сколько сроков глава может оставаться на своем посту (о чем уже говорилось выше), решать будет местный парламент. Депутаты заксобраний смогут работать дистанционно, и для этого не нужна пандемия – условия перехода на такой режим они могут самостоятельно прописать в регламенте. Сокращается срок, в который заксобрания должны готовить отзывы на федеральные законопроекты (с 30 до 15 дней). При этом отзыв может написать не заксобрание, а какая-то его комиссия или президиум (заксобрания сами решат, кто это будет делать). При этом если в Госдуме рассматривается законопроект, касающийся конкретного региона, то принять его нельзя без участия в обсуждении самого субъекта.
Президент получает возможность уволить главу региона по основанию "утрата доверия", но теперь его не нужно обосновывать (по действующей норме должно быть основание, например, уголовное преследование или коррупция). Также президент сможет вынести губернатору предупреждение или выговор.