Аналитика


Курьеры становятся более востребованными, но структура оплаты их труда не меняется
Экономика | Свердловская область | В России | Санкт-Петербург | Москва

Ещё перестроечный фильм "Курьер" показывал эту профессию как не самую привлекательную. Там, однако, речь шла о доставке рукописей. Теперь же непременным атрибутом городской жизни стали люди, доставляющие еду или покупки из интернет-магазинов. Почти два года назад локдаун загнал россиян по домам. В доковидную норму жизнь полностью так и не вернулась, более того, теперь мобильность граждан ограничивается QR-кодами и самому отправиться в ближайший ТЦ не всегда получается. В таких условиях онлайн-покупки и сервисы доставки становятся не прихотью, а самой настоящей необходимостью. С другой стороны, работа в доставке требует выносливости, но не большой квалификации, поэтому подходит для самых разных людей — носить за спиной коробы с едой отправляются студенты, приезжие из ближнего зарубежья, перебивающиеся случайными заработками. При сложной ситуации на рынке труда, работа курьером действительно выход для многих. Но стал ли их труд во время пандемии лучше оплачиваться?

В последнее время появляются сообщения о существенном росте доходов курьеров — в 1,5-2 раза. Судя по некоторым опросам, заработок в отрасли может достигать 100 тыс. руб., а при определённых условиях и 200 тыс. руб. в месяц. Теме не менее, кадров не хватает, в Москве и Санкт-Петербурге количество вакансий выросло в пять раз, в других крупных городах — только за октябрь более чем на 20%. Почему же рынок не может решить эту проблему, а жители городов не стремятся работать за хорошие деньги вблизи от дома?

Во-первых, рабочий день курьера долог — к примеру, в "Яндекс.Еде" можно выбрать смену не только в 4, 6, 8, но даже и в 12 часов. То есть, высокая зарплата по умолчанию связана с переработками. Кроме того, часовая ставка зависит от населённого пункта — в Барнауле она составляет от 150 руб., в Санкт-Петербурге 190 руб., а в Москве — от 200 руб. Есть и надбавки — например за своевременный приход в заведение и доставку блюд заказчику (за это в Москве можно получить по 55 руб., то есть 110 руб. за один заказ при идеальном исходе). 35 руб. предусмотрены за каждый километр пути, если путь от заведения до заказчика превышает 2 км. Гарантированная ставка по времени — 100 руб. в час, но она начисляется не сразу. Для того, чтобы рассчитывать на неё, курьер должен выполнить определённое количество доставок. В "Яндекс.Еде" курьерам также достаются надбавки за высокий спрос.

Однако в профсоюзе "Курьер" отмечают, что такое решение – вовсе не акт благородства со стороны компании, а компромисс, необходимый для того, чтобы мотивировать курьеров работать именно в те часы, в которые выгодно "Яндексу". Когда заказов много, неважно, в какой день ты работаешь, они поступают примерно одинаково. Данные о двухсоттысячных зарплатах там назвали "невероятными".

"Спрос действительно вырос. Это сезонное повышение. Ничего необыкновенного. Если опираться на приведённые цифры в 100-200 тыс. и рост в 10%, то значит, курьер до этого получал от 90 до 180 тыс. Это сказки маркетологов, которые придумываются для того, чтобы набрать больше курьеров под сезон. Настанет весна, и часть из них уйдёт из доставки. Сезон высокого спроса закончится. Стало больше возможностей заработать больше, но средняя оплата стала ниже. Постоянно пересматривается мотивация. Фудтех растёт каждый месяц. Однако это не значит, что растёт средняя зарплата курьера. Просто с увеличением оборотов набирается новый персонал", — рассказали Накануне.RU представители профсоюза.

Выполняя доставку десяти заказов в смену и работая двадцать шестичасовых смен в месяц, можно заработать минимум 34 тыс. руб. Велосипед даст возможность выполнить больше заказов и, соответственно, заработать больше денег. Но транспорт курьеров — часто дело рук самих курьеров. Затраты на приобретение и ремонт нередко ложатся именно на них. А помимо ставок и бонусов, существуют и штрафы: за прогул (а это любой невыход на работу без справки от врача) 1500 руб., за опоздания, повреждения заказа, неверные статусы или самовольное завершение работы раньше установленного времени.

Ранее "Ведомости" со ссылкой на портал SuperJob сообщали, что на 200 тыс. руб. в месяц могут рассчитывать курьеры-водители при полной занятости. Видимо, речь идёт о максимально полной занятости и о работе в столице. Для Екатеринбурга этот же портал предлагает подобные вакансии с зарплатой от 40 тыс. руб. (в Park Taxi на неполный рабочий день), "Яндекс.Go" обещает зарплату в 50-60 тыс. руб, Центр найма водителей — от 2250 руб. в день (примерно 67 тыс. руб., если работать без выходных). Ситуация остаётся примерно той же, что и до пандемии — тогда максимальная зарплата порой указывалась в районе 100 тыс., но без переработок и с учётом штрафов в среднем часто не превышала 35-40 тыс. руб.

Стремление успеть вовремя и получить бонусы оборачивается ещё одной проблемой — по данным ГИБДД Москвы, с начала года в 345 дорожных авариях с участием велосипедистов, 37% ДТП произошли с участием работников курьерских служб. Пять человек погибли и 344 получили травмы. Да и в тех случаях, когда до ДТП не доходит, велосипедисты на тротуарах доставляют немало беспокойства пешеходам.

Сейчас агрегаторы идут на ряд временных мер, которые удобно ввести и так же в одностороннем порядке убрать: конкурсы, программы лояльности и системы бонусов с микропремированием. Курьерам устанавливают в определённые временные промежутки разные "пороги" выполнения заказов — от 7 до 46 с разными уровнями доплаты сверх обычного тарифа за достижение каждого такого "порога". В разных городах при достижении верхнего "порога" надбавка за каждый заказ составляет от 48 до 70 руб. Самые радикальные уступки были сделаны только в нескольких городах. В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге увеличили сдельные тарифы до 120-180 руб. за каждый заказ и за километраж дистанций до 20-25 руб. при доставке, но оставили без изменений условия минималки.

"Во-первых, это признак того, что первоначальный метод корпораций в виде "кнута" с демотивацией работников через штрафы и блокировки оказался не в состоянии поддерживать приемлемый уровень насыщения рынка рабочей силой, а корпораций — прибылью. Во-вторых, это желание сэкономить: не увеличивая минималку, "подкормить" курьера сделкой и всеми описанными временными мерами мотивации, которые в последующем будет легко убрать", — отмечают в профсоюзе "Курьер".

Андрей Павлов, президент компании Zenden Group, недавно в ТПП отмечал и саму пагубность экономической системы, в которой такое количество людей заняты в доставке и охране. По его словам, производственные сектора как наиболее задавленные налогами сейчас проигрывают в борьбе за кадры:

"Если есть люди, у кого 0% социальных налогов, то туда и уходят наши кадровые ресурсы. Они уходят в грузчики, в доставщики пиццы, доставщики в интернет-магазинах. Они не хотят идти к станку, какой станок, зачем?"

Однако легким такой выбор тоже никак назвать нельзя, курьеры по-прежнему фактически являются подрядчиками, а не заняты по трудовому договору. Соответственно, несмотря на все премии, они не защищены от увольнения одним днём, 12-часовой "слот" считается нормой, а на больничные и отпуска рассчитывать не приходится.



Павел Мартынов