Аналитика


Без кода никуда: "QR" объединяет против себя и против власти?
Политика | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | Северо-Кавказский ФО | Республика Крым

QR-коды все плотнее входят в нашу реальность, как бы мы ни были против, и дело не в том, что их требуют в заведениях с массовым скоплением людей, коды вплетаются в инфополе, становясь символом, против которого объединяются люди самых разных политических взглядов, а также символом вмешательства власти в личное пространство граждан.

Поп-культура легко переварила новую реальность, хайпуя новоязом - тут и "QRепостное право", "QRеволюция", новая "QRеальность" и много чего нового "QR-" появилось в последнее время для описания происходящего. Но как бы ни хотелось все свести к шутке, дело оказалось гораздо серьезнее - граждане выходят на пикеты одиночные и массовые (хотя малочисленные), записывают видеообращения во все инстанции и требуют от разных ведомств прекратить нарушение законных прав граждан, гарантированных Конституцией. Ведь не для этого поправки принимались! Или… для этого тоже?

В Кремле реагируют на все это вяло или не реагируют вообще. Совет Думы рассмотрел законопроекты о введении QR-кодов в стране, но не решился принять их в первом чтении – народ воспринял это как свою победу, но без кода – все равно никуда. Оно и понятно, нервировать толпу никто не хочет. При ежегодно снижающихся реальных доходах граждан и увеличивающихся капиталах сверхбогатых, при ужимающихся пенсиях и пухнущих ценниках на продукты и лекарства, кажется, что делать бесконечно это не получится. Тем более, что большинство граждан высказывается против QR-кодов по разным опросам, а эксперты и даже депутаты Госдумы предупреждают о социальном взрыве. Тем не менее, пока все под контролем, оказалось, что не зря общественно-политическое поле зачищено от возможных точек кристаллизации протеста – начиная от системной оппозиции, заканчивая блогерами.

Родители Каменска-Уральского против дистанционного образования(2021)|Фото: vk.com/kam_ur

"Уровень недовольства высокий среди населения, но его никто не использует. Внесистемная оппозиция – потому что не может, она фактически разгромлена. А представители элиты пока к этому не готовы. Поэтому в связи с QR-кодами никаких акций протеста, которые бы выходили за установленные властью самой для себя флажки, не наблюдается", - уверен политолог Павел Салин.

Но на каждое действие – есть противодействие, с прошлой зимы оппозиция зачищена, согласимся, но впереди нас ждет новая "зима тревоги нашей", и пусть теперь не "навальнисты", но другие силы, под другими предлогами могут вывести людей на улицы. И если в прошлом году не хватало "гласа народа" в достаточной мере, то теперь из-за непопулярных мер в связи с затянувшейся пандемией выходить начнут уже и те, кто возмущается обязательными QR-кодами. И вот мы уже видим, как робкие подснежники поднимают головы – вспомните недавние выпады со стороны условно либерального фланга по делу о ликвидации "Мемориала" (который выполняет функции иностранного агента), около 60 академиков РАН и главное "Ельцин-центр" (который якобы вне политики, выполняет функции музея) - высказались против таких репрессий в поддержку печально известной организации.

Государство, благодаря введению системы QR-кодов, усиливает контроль над населением, а также идет на уступки бизнесу, не объявляя всеобщий локдаун. Это компромисс государства с буржуазией, как уверен социолог и философ Андрей Коряковцев. То есть система кодов позволяет учреждениям с большим скоплением людей продолжать работу, сохранять рабочие места и в какой-то степени даже получить прибыль.

"То есть это такой вот классовый компромисс между бюрократией, государством и капиталом. Другое дело – что это рождает отторжение у масс населения. Почему? Население демонстрирует неготовность к мобилизации и не может серьезно отнестись к заболеванию, что является прежде всего проблемой социальной", - уверен эксперт.

Коллаж, QR-код в ТЦ, сертификат о вакцинации(2021)|Фото: Накануне.RU

Но это все только в теории, на практике население часто банально не имеет QR-кодов и выступает против такой политики, так что выгода бизнесу весьма условная, особенно на фоне общего падения спроса и поголовных разорений. Да и бизнесмены - те же люди, которые по своим причинам либо не желают прививаться, либо не хотят следовать новым нормам. Социальная психология в тупике.

По сути, правящий режим впервые за 30 лет оказался перед задачей мобилизации широких масс и с этой задачей не справляется. Здесь нельзя справиться с проблемой просто "поставив галочку" или согнав людей на митинг. Теперь же все иначе. Иронично в этой ситуации то, что "реформаторы", которых сегодня так чествуют наверху, за что боролись – на то и напоролись.

"Основные причины этой разворачивающейся катастрофы кроются в предыдущем периоде социального развития. Сейчас мы видим всю деструктивность тех практик, которые намечались и были продекларированы в позднесоветское время и в начале 90-х годов", - говорит Коряковцев в беседе с Накануне.RU.

Собственно, эти же практики до сих пор и продолжаются – в образовании, в науке, в медицине, даже в социальной сфере. Взять можно то, что находится на поверхности – пенсионная "реформа". Принято считать, что с этого началось массовое недовольство. Как отмечает социолог Борис Кагарлицкий, до повышения пенсионного возраста власть ругали, но "как никудышного родственника" – да, он такой-сякой, но все-таки свой. После "реформы" случился эмоциональный слом, когда подавляющее большинство начало воспринимать власть как чужую. Вместе с этим началась постепенная чистка, которая достигла апогея в 2021 году, поэтому ко времени введения QR-кодов тех, кто мог бы реально сконцентрировать недовольство, просто не осталось. Однако, это играет как на руку власти, так и может сыграть против нее, потому что, как бы власти ни заучивали мантру о том, что Россия исчерпала лимит революций, на деле от этого никто не застрахован.

"Когда власть знает, откуда исходит угроза, она противодействует конкретно этой угрозе. Например, пока власть знала, что угроза исходит, предположим, от навальнистов, то она била конкретно по навальнистам. И вот навальнисты, допустим, разгромлены, а дальше точно по Пушкину - народ безмолвствует. И это молчание довольно зловещее – совершенно непонятно, откуда может быть нанесен удар. Отсюда такое вот истерическое поведение – что нужно превентивно бить по всем направлениям", - объясняет Кагарлицкий в беседе с Накануне.RU.

Прямая линия с президентом РФ Владимиром Путиным(2021)|Фото: RT

И действительно власть бьет по всем – блогерам дали понять, что с властью шутки плохи в буквальном смысле через высылку комика Мирзализаде, дело Моргенштерна и Дудя, несистемной оппозиции уже давно дают тумаков в принципе – вспомнить можно и Удальцова, и Навального, и Бондаренко, и многих других. Но ведь и системной оппозиции, и даже своим соратникам власти указали на место.

"Если вы начинаете бить по каким-то группам, которые в принципе сейчас не готовы и не настроены сопротивляться и бороться, то вы их вынуждаете сопротивляться, даже если они этого совершенно не хотели. В данном случае это касается в том числе региональных элит, которые оказались под таким сильным давлением, что делать им это приходится. И Татарстан на самом деле выразил просто общее настроение, когда взял и просто не подчинился", - говорит Кагарлицкий.

Политолог Павел Салин предполагает, что, возможно, когда силовики нажмут также и на системных либералов – те тоже начнут сопротивляться и, возможно, именно они станут последней соломинкой, за которую ухватится большинство населения, но пока с "сислибами" осторожничают и просто их не трогают. Тем не менее очевидно, что вся эта история с QR-кодами обнажила не столько тлеющее недовольство населения – это было известно давно – а неготовность режима к новым вызовам, потому что, с одной стороны, где возникнет эта искра – совершенно неизвестно, "народ безмолвствует", а с другой стороны, режим сам давит на все болевые точки, и может эту самую искру выбить случайно.

"Особенность российской социально-политической реальности в том, что какие-то переломные события либо не происходят вообще, либо происходят очень быстро и сразу – вдруг. И сейчас ощущение такое, что власти сидят и с энтузиазмом пилят сук, на котором сидят. Сук крепкий, никак не ломается, но ведь если очень долго стараться, то рано или поздно он все-таки рухнет", - заключает Борис Кагарлицкий.



Александр Назаров