Аналитика


Непривитых на мороз: с чем столкнется Средний Урал после введения QR-ограничений в транспорте
Общество | Свердловская область

Свердловские власти готовятся высаживать из общественного транспорта непривитых жителей области. Замгубернатора Павел Креков, ранее обещавший не вводить QR-ограничения в автобусах и трамваях, накануне передумал и заявил, что вопрос прорабатывается и регион изучает опыт Татарстана, президент которого ограничил поездки граждан республики по принципу наличия или отсутствия заветного кода. Пассажиропоток в Татарстане после этого снизился на треть.

Накануне.RU решило разобраться в вопросе и выяснить, с какими проблемами, вероятнее всего, столкнутся свердловчане при подобном исходе. Как показали исследования сервиса по поиску работы SuperJob, 9 из 10 опрошенных жителей Екатеринбурга выступают против введения QR-кодов в общественном транспорте.

Сейчас лишение граждан транспорта может повлечь за собой потерю рабочих мест и семейного заработка, считает президент Уральского родительского комитета Евгений Жабреев. По его словам, в период пандемии многим, по той или иной причине, пришлось сменить место работы, перейдя в отдаленные районы, куда не добраться пешком. Более того, такие ограничительные меры также отразятся на детях и их образовательной деятельности.

"Общаясь с родителями, конечно, видишь, что идет очень большой накал страстей. Все уже измучились, и каждое такое нововведение только добавляет людям агрессии и депрессии. Я понимаю авиа- и ЖД-перевозки, может, междугородние автобусы - я этого ожидал. Но опять же с метро - риск заражения очень высокий, но вводить QR-коды, это сколько физических сил понадобится, чтобы контролировать этот процесс? Это же надо всю полицию, все службы правоохранителей поднимать, чтобы они занимались не своей профессиональной деятельностью, а стояли и контролировали тех, у кого есть коды. Это просто сумасшедший пассажиропоток, пешком человеку не добраться, и что ему теперь, отказываться от работы?" – рассуждает Евгений Жабреев.

По его мнению, недопуск в общественный транспорт огромного количества людей не снизит рост заболеваемости, поскольку вирус мутирует и всегда идет впереди. В связи с этим необходимо задуматься о том, "как лечить горожан, а не пугать", подходя к каждому индивидуально и учитывая особенности организма каждого. Здесь и всплывает третья проблема: граждане с противопоказаниями, не имеющие возможность поставить прививку, но которым зачастую не хотят выдавать медотвод даже при серьезных заболеваниях.

"Раньше говорили, что с хроническими заболеваниями прививаться нельзя, все помнят, что это касалось тех, у кого диабет, проблемы с сердцем, что им нужно проходить хорошую диспансеризацию, нужно понимать состояние своего организма, ведь в целом противопоказания есть у любой прививки. А сейчас говорят о том, что хотят принять решение, чтобы люди пенсионного возраста все поголовно проходили вакцинацию. Про диабет уже вообще замолчали. У меня лично знакомый болеет диабетом, но его на работе вынудили поставить прививку. Он уже лет двадцать диабетик, у него есть инъекция, которую он получает от государства и сейчас он сам боится за свое здоровье. Его вынудили, а другой работы у него нет, и таких людей очень много. Сколько у нас детей аллергиков, сколько пенсионеров, сколько людей с противопоказаниями, но теперь это практически не учитывается", - поясняет президент уральского родкома.

(2020)|Фото: permkrai.ru

Сейчас, по словам Евгения Жабреева и многих наших читателей, людям сложно попасть просто к терапевту, не говоря уже о прохождении комплексного обследования. На это накладывается и давление со стороны начальства и ограничительные меры, вынуждающие идти на "добровольную" вакцинацию, при том, что до сих пор никто не может гарантировать ее безопасность, а брать ответственность за возможные последствия некому. Совокупность этих факторов вызывает еще больше недоверия к действиям регионального правительства и всеобщий негатив, что не может не отражаться на психическом и физическом здоровье граждан, а, следовательно, и численности вакцинируемых.

На пикетах от свердловчан нередко можно услышать как личные истории, так и о родственниках и знакомых, которые так и не смогли получить медотвод при аллергических реакциях или даже онкологии. Нередки случаи и когда граждан с диагностируемым ранее коронавирусом регистрируют как переболевших ОРВИ. Ни те, ни другие не смогут получить заветный код. Однако, не решив эти вопросы, регион уже рассматривает введение новых ограничительных мер, что, по мнению юриста Ивана Волкова, нарушает права и свободы граждан и, более того, подвергает общество опасности.

"Законопроект только еще внесен в Госдуму и не рассмотрен, поэтому для меня, как для юриста, совершенно неприемлемо и, мягко говоря, удивительно, почему власти идут именно на такие меры. Во-первых, это незаконно, во-вторых, наносит колоссальный ущерб автотранспортным предприятием, и, в-третьих, наносит не меньше ущерба жителям, которые не могут в холодное время года ездить вместе с детьми домой, на работу, в детские сады, школы и больницы, ведь не у всех есть собственное авто или деньги на такси", - заявляет Иван Волков.

Все эти проблемы усугубляются из-за того, что ограничения готовятся ввести в холодное время года.

Снегопад(2019)|Фото: Накануне.RU

Если летом нагрузка на транспорт снижалась за счет велосипедов, самокатов и пеших передвижений, то зимой многие предпочитают преодолевать даже небольшие расстояния в пусть и забитом, но отапливаемом общественном транспорте. По информации Уральского Гидрометцентра, за вторую десятидневку ноября зима уже освоилась на Урале и пока не собирается сбавлять темпы. Снежный покров высотой 3-8 см лег во всем регионе, а в ближайшее время из-за резкого перепада температур в большинстве районов Урала вероятны снегопады и гололедица на дорогах.

Юрист уверен, что вводить QR-коды в транспорте, не создав соответствующую нормативно-правовую базу, технологию быстрой проверки кодов и не обеспечив население возможностью беспрепятственно получить свой заветный код в сжатые сроки, как минимум, преждевременно, а как максимум - опасно. По его словам, данные ограничения "попахивают уже не социальным экспериментом, а способом вывести людей из себя с самыми далекоидущими последствиями". В пример Волков приводит случаи в Татарстане, когда пассажиры кидались на кондукторов и прыскали им в лицо баллончиком.

"Я считаю, что это очень опасная мера: она не только крайне неэффективна, она представляет реальную угрозу жизни и здоровью людей, которые постоянно находятся в стрессе и конфликтах. У людей на фоне стресса ослабляется иммунитет, и вместо того, чтобы получить положительный эффект, власти получат отрицательный. 90% людей ведь так или иначе пользуются общественным транспортом, даже те, у кого есть собственные автомобили. Невозможно ждать положительных результатов от мер, когда они вообще никак не связаны с медициной, ведь люди все равно общаются между собой", - заключает юрист.

Введение QR-ограничений для посещения учреждений и ТЦ уже вызвало волну акций недовольства. УрФО стал лидером среди российских территорий по числу протестных акций против QR-системы. Многие окрестили ограничения даже "сегрегацией и фашизмом", люди продолжают присоединяться к исковым заявлениям, выступая за отмену "кодирования уральцев", и с каждым днем выявляется все больше проблем, которые, по всей видимости, не может предусмотреть действующий указ губернатора.

Акция, QR-протест, Екатеринбург(2021)|Фото: Накануне.RU

Ранее уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова отмечала, что 10-20% свердловчан не могут получить QR-коды на "Госуслугах", так как не умеют пользоваться сервисом, она выразила подозрения, что вакцинация, вероятно, нужна скорее для отчетности, нежели для других целей.

В связи с этим Советом по правам человека готовится большой специальный доклад по теме введения QR-кодов в регионах. Об этом Накануне.RU рассказала сама омбудсмен. По ее словам, любое ограничение прав должно сопровождаться максимальным обеспечением альтернатив. При этом Татьяна Мерзлякова высказала предположение, что в регионе вряд ли будут вводить пропускной режим в общественном транспорте.

"Здесь надо разбираться в каждом конкретном случае, поэтому наша с вами задача - помогать людям, - заявила Мерзлякова, отвечая на вопрос о проблемах получения QR-кода гражданами. - Я думаю, что этот вопрос будет рассмотрен всесторонне, он еще не принят. Во-вторых, говорят, наши права заканчиваются там, где начинается территория прав других, и здесь вводятся QR-коды. В своем докладе мы рассматриваем каждое возможное нарушение прав человека. Мы все хорошо понимаем, что возможны любые нарушение прав, в то же время хорошо понимаем, что QR-коды помогают только поставить прививки. Если сейчас будет поставлено очень много прививок, то, мне кажется, что в Свердловской области не будет таких ограничений. Я не думаю, что в Екатеринбурге на общественном транспорте введут QR-код", - говорит свердловский омбудсмен.

В свою очередь общественники и родительский комитет Урала тоже не собираются сидеть на месте. Юрист Иван Волков ранее сообщил, что заявители обжалуют решение Свердловского областного суда, который оставил без удовлетворения их коллективный иск в минувшую пятницу. Вместе с тем, движение "Роднадзор", которое организовало пикет на более чем 300 человек за ТЦ "Дирижабль," снова планирует протестную акцию.

Также на следующей неделе Уральский родительский комитет планирует собрать собственный родительский орган, в который войдут юристы, адвокаты и бывшие сотрудники поручительных органов, чтобы подробнее обсудить вопрос и создать коллективное обращение в адрес губернатора Евгения Куйвашева. По словам Евгения Жабреева, агрессивный подход - не выход.



Полина Борисенко