Аналитика


Про "вторжение на Украину": кому выгодно повышать ставки?
Вехи истории | В России | В бывшем СССР

Самым популярным алогизмом перестройки было черномырдинское выражение "Хотели, как лучше, а получилось как всегда". Хотели свободы и демократии, а получилась некая прозападная химера. В процессе распада Советского Союза активисты перестройки громко заявляли о независимости и суверенитете. И тут же во всех СМИ и речах ведущих экспертов утверждалось, что процесс глобализации необратим, что международное разделение труда и слияние финансовых потоков неизбежно приведут к взаимозависимости и даже конвергенции или интеграции национальных экономик в общемировую.

В СССР всё это уже было. Мы были единой страной, объединявшей союзные республики во всем их многообразии. Каждая республика была частью единого организма. И вот захотелось абсолютного суверенитета и какого-то призрачного равноправия на мировом рынке, которого в принципе быть не может по причине жесткой конкуренции. Вместе мы были великим советским народом, а порознь стали осколками некогда великой империи, конкурентами и партнерами. Причем, совершенно без политического опыта государственного строительства в рыночных условиях, но с большими амбициями и претензиями друг к другу.

Вульгаризмы национализма

Оказывается, что свобода и независимость одних возможна за счет несвободы других, о чем говорили еще древние философы, так и не определив до сих пор, что же такое свобода?

Современная "социально ориентированная" Россия началась с расстрела Верховного Совета из танковых пушек в октябре 1993 года, затем была проведена так называемая приватизация государственной собственности, то есть присвоение базовых предприятий отраслей экономики и природных ресурсов. Итоги приватизации пересмотру не подлежат, но и не забудутся.

В республиках та же история. Причем, борьба за власть и недвижимость не прекращается до сих пор всё под тем же флагом суверенности и свободы. Нет нужды возвращаться к событиям 90-х годов в Прибалтике и на Кавказе, к военным конфликтам более позднего времени. Все они известны и раны не заживают. Но вот на сегодняшний день тема возможной войны между Украиной и Россией стала главной в устах политиков и журналистов.

Украина тоже начала строить свою демократию с протестующего майдана. На майдане 2014 года снайперы-провокаторы расстреляли так называемую небесную сотню — протестующих и спецназ милиции, чтобы обострить ситуацию. Потом соорудили им памятник. В Одессе нацисты уже жгли и расстреливали протестующих против националистов, захвативших власть в республике. И все это было названо "революцией достоинства".

Характерной особенностью всех подобных событий было то, что Запад поощрял их зачинщиков, спонсировал все эти беспорядки и преступления, подогревая русофобию.

Уже восьмой год длится вооруженный конфликт на Донбассе. Киевская власть никаких шагов по его разрешению не предпринимает, делая ставку исключительно на вооруженное подавление самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Более того с протестующим населением воюет армия, а это всегда ведет к ее морально-психологическому разложению и к расколу общества. Насилием национальное единство не построить.

Националистическая идеология ОУН-УПА (запрещена в РФ), привнесенная на Украину в качестве государственной потомками украинских эмигрантов из США и Канады в годы перестройки, сформировалась в 20-30-х годах прошлого века. Тогда же были определены и методы ее насильственного насаждения в общественном сознании украинцев. Особая роль отводилась украинскому языку, как главному признаку национальной идентичности, и исторической мифологии в формировании национального самосознания.

Несмотря на то, что в годы советской власти уже проводилась принудительная коренизация украинского населения, так же называемая украинизацией, опыт прошлого не учитывается — все советское отвергается сходу. А ведь тогда фактически язык в процессе украинизации изобретался заново и не прижился, оставаясь по сути на разговорном уровне.

Теперь пытаются навязать через систему образования вариант галицкой мовы, разработанный и употребляемый канадской диаспорой украинских националистов. Но эта мова так же не приживается, так как не отражает жизненные реалии, она чрезмерно искусственная. Там же за рубежом разработана историческая мифология Украины антироссийской направленности.

Такая вульгаризация национальной идентичности и госпереворот 2014 года не могли не вызвать протест коренного населения республики, в большинстве предпочитающего говорить по-русски и на местном украинском диалекте или суржике. Украинский патриотизм и культура от этого не страдают. Не язык формирует нацию в современном понимании этого слова, а территориально-экономическая и культурно-правовая общность, Однако глобализация закономерно размывает и эти базовые признаки нации.

Но так называемые националисты приносят в жертву экономику Украины своим застарелым заблуждениям, тем самым разрушая нацию на старте своего суверенного становления.

В качестве успешного и типичного примера можно привести Мозамбик — бывшую колонию Португалии, владевшую обширными колониальными территориями. В этой африканской стране проживает более полусотни племен, условно говорящих на своих местных диалектах, которые преподаются в школах. А также белые потомки европейцев — граждане Мозамбика. Но общим и необходимым языком является португальский, причем со своими особенностями. Иначе наука, образование, медицина, право оказались бы на уровне предрассудков и без должного развития. Похожая ситуация в Бразилии. В Индии и Пакистане таким языком является английский. И никакой дискриминации по языку там нет. Племенные традиции сохраняются. Подобных стран десятки.

Сама реакционно-консервативная идеология ОУН-УПА и то, как она внедряется на постсоветской Украине, показывают на то, что вся эта организация давно превратилась в орудие подрывной деятельности госдепа США сначала против СССР, а потом против любого сближения Украины и России. В ее составе уже нет украинцев, как таковых, а остались их потомки второго и третьего поколения, то есть это в основном иностранные граждане. Их идеология тащит страну в сомнительное прошлое, а не в будущее.

Окопная стратегия

У политиков есть одно порочное свойство: они часто выдают желаемое за действительное. В перестройку народам рисовали радужные перспективы рыночной экономики, частной собственности и независимости. И что в итоге? Кому стало лучше? Только не надо кивать на изобилие продуктов и товаров — многие города и села остались без работы, фактически без средств к существованию. Советский дефицит создавался преднамеренно партократией после хрущевской "оттепели". А сейчас доходы не всем позволяют даже содержать семью и жилье. Поэтому на уровне правительства констатируется бедность и нищета населения.

С самых высоких трибун было заявлено, что холодная война закончилась, гонка вооружений остановлена, соперники стали партнерами. А что на деле? Обороноспособности страны был нанесен значительный ущерб и ее пришлось спешно и затратно восстанавливать. Войска НАТО, несмотря на все обещания, получили пополнение за счет восточно-европейских новых членов организации и приблизились к границам России. Проводятся соответствующие штабные и войсковые учения НАТО антироссийской направленности. Россия официально объявлена главным врагом западной цивилизации.

В реформированной экономике России ставка делалась на эффективных менеджеров, нанятых частным капиталом. Судя по техногенным катастрофам последних лет и уровню коррупции здесь так же желаемое и действительное не только не согласуются, а даже в корне противоречивые.

Но больше всего тревожит легкомысленная риторика военных экспертов, российских и прочих, о возможной войне России с Украиной. Хотя украинские власти уже объявили Россию агрессором и назначили время, когда "Путин вторгнется в Украину".

Западные политики и пресса подхватили тему и стали врать напропалую "данные объективной разведки", подстрекая украинских стратегов на обострение отношений с Россией и вооруженный конфликт. Риторика подкрепляется поставками вооружений "цивилизованным обществом" и отправкой военных инструкторов для ВСУ по балканскому прецеденту.

Не отстают и российские военные эксперты на телевизионных ток-шоу, с патриотическим пафосом рассуждая, за сколько часов правильная во всех отношениях Россия победит когда-то братскую Украину. А один очень видный политик РФ даже пригрозил, сурово глядя в телекамеру, что "от Украины останется дымящаяся яма в случае войны". Во как! На чью мельницу льет воду всемирно известный эксперт-политик?

А знают ли эксперты всю ситуацию на Украине? По независимым оценкам самих украинских аналитиков, политику националистов поддерживают всего лишь около 15% активных граждан республики. Как обычно, треть взрослого населения вообще никак не воспринимает политику — у них совсем другие заботы. А остальная часть не только предпочитает традиционно разговаривать на русском, но и ожидает перемен в отношениях с Россией и с помощью России. И это не только в Харькове, на Донбассе и в Одессе.

А как быть с теми жителями Кавказа, Урала, Сибири, Дальнего Востока, у которых украинские корни и связи с украинскими родственниками не утрачены? Как они отнесутся к тому, что говорят об Украине в Москве?

Кому война выгодна? Окопы и беспилотники с танками — это тактика. А в чем стратегия, которая определяется конечной целью войны или военного конфликта?

Позиция Запада и особенно США предельно ясна. Война провоцируется для того, чтобы зачистить постсоветское пространство от любой попытки и даже мысли о восстановлении Советского Союза в какой-либо форме. Война должна сделать Украину и Россию непримиримыми историческими врагами на все времена. Да и такие государства, как Украина и Россия, Западу не нужны ни в каком качестве. Их надо столкнуть, стравить между собой, как это было в прошлом между Германией и Россией, Россией и Турцией. Ничего нового. Междоусобица конкурентов выгодна хозяевам мира.

Украинская власть выставляет себя в роли ущемленного государства, чтобы вызвать сочувствие и с выгодой для себя сменить Советский Союз на Европейский и укрыться под зонтиком НАТО. И так же, как правительство РФ в начале и на пике перестройки, выдает желаемое за действительное. Будто бы "цивилизованный западный мир" возьмет под свою опеку демократию и экономику Украины и из нее сделает вторую Францию. Где и когда такое было? В мире не только излишки людских ресурсов, но и производственных. Да и рынком делиться с Украиной и Россией никто не собирается.

К тому же всем бывшим советским республикам надо бы делать соответствующие выводы из политики США и НАТО на Балканах, в арабских странах Северной Африки и Ближнего Востока, в Афганистане. Жандарм всегда жандарм. Американцы ничего без выгоды не предпринимают. Нагнетание напряженности в мире это та же самореклама военно-промышленного комплекса с расчетом на увеличение военного бюджета и повышение рейтинга политических карьеристов. В конечном итоге это оборачивается большой бедой для народов неугодных стран.

Что касается обвинений в адрес России, как агрессивной страны по отношению к бывшим союзным республикам, то хотелось бы напомнить подобным обвинителям, что ельцинские реформаторы или деформаторы не для того упразднили СССР, чтобы его восстанавливать. Их последователи во власти не склонны менять политику. Да и российская олигархия, которой власть служит, не намерена тратиться на решение проблем в бывших союзных республиках, которых уже накопилось немало. Зачем им война с Украиной или с другими республиками?

Война также даст повод к конфискации зарубежного имущества и денег на банковских счетах граждан страны агрессора, то есть российских чиновников и очень эффективных менеджеров. Им тоже война не нужна.

Конечно, в России сочувствуют украинцам, попавшим в националистический капкан и особенно жителям ДНР и ЛНР. Но прямое военное столкновение, которое предрекают зарубежные аналитики и политики, вряд ли возможно по инициативе России. Современное оружие слишком разрушительно для населения. Это только до первого выстрела на словах существуют некие разумные ограничения.

Многие публичные военные эксперты сравнивают действия ВСУ на Донбассе с действиями российских ВС в Чечне. Но это совершенно не сравнимые ситуации. Перед войной лично Грачев в 1994 году встречался с Дудаевым и предлагал решить возникшую проблему миром. Дудаев отверг предложение министра обороны РФ. Ингуши заявили о выходе из состава Чечено-Ингушской республики и началась та самая чеченская война, которую большинство чеченского населения не поддерживало и превратилось в беженцев.

Затем был Хасавюртовский договор, подписанный Масхадовым и Лебедем в 1996 году. Договор давал возможность достичь компромисса и остановить разрушительную для народов Кавказа и России обоюдную авантюру. Но вылазка Басаева в Дагестан сорвала мирные контакты Кремля и Грозного. И только прямые переговоры Путина с Ахматом Кадыровым привели к миру и восстановлению республики.

На Украине все наоборот. Мир Донбассу предлагает не Киев, а Донбасс защищает свои права от произвола майдана. Это Киев вытолкнул Крым в Россию и начал войну против собственного протестующего народа силами армии и формирований нацистов. Россия выступила инициатором минских мирных договоренностей, а саботирует их выполнение Киев.

Нельзя также не брать во внимание резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН "О праве народов на самоопределение". Этим правом воспользовались не только советские союзные республики, но и своим выбором они сами подали пример другим народам в составе республик для подобного выбора на том же основании.

Европейские бесценности

Евроцентризм культивируется с давних времен, называемых эпохой Возрождения. И это в какой-то мере дало развитие идеям гуманизма и просвещения, несмотря на период инквизиции и колониальных завоеваний. Но в современном мире совсем иная ситуация. Время высокой духовности уступило времени голимого прагматизма.

Мировые войны породила именно Европа. Британский премьер Черчилль наполеоновские войны считал тоже мировой войной. В Европе также получила начало расовая теория и теория расового превосходства европейцев. Наконец к европейским ценностям стали причислять свободу различного рода извращений человеческой психики, отрицание моральных и этических норм. Подобные ценности законодательно объявлены тотальными и неоспоримыми, как основа прав и свобод личности. При этом тотальная идеология или тоталитаризм лицемерно осуждаются.

На самом деле происходит подмена понятий классического либерализма. Западные теоретики уже разработали новое учение постгуманизма и четвертой индустриальной революции, цифрового тотального рабства — иначе это учение и не называют. Процесс его практической реализации уже запущен.

Евроцентризм в политике, экономике и культуре приводит к тому, что в России и других постсоветских республиках все решения принимаются с оглядкой на США и контролируемую ими Европу, что само по себе является причиной комплекса неполноценности и заниженной самооценки так называемой прозападной элиты. А это ведет к деградации общества в целом, дает основу для манипуляции общественным сознанием и правительствами в интересах Запада — цивилизации разбойников, колонизаторов и спекулянтов, считающих себя высшей расой и оплотом демократии и свободы.

Теория заговоров, по поводу которой иронизируют американцы и современные либералы, здесь совсем ни при чем. Это типичный стиль политики англосаксов на протяжении веков.

Историки нам рассказывают, что колонизация мира западноевропейскими конкистадорами проводилась силой оружия. Мол, приплывали несколько кораблей, стреляли из пушек по аборигенам и высаживали войска для захвата территорий. Неужели так и было? Неужели небольшая островная страна Англия так просто превратила в свою колонию один из центров мировой цивилизации Индию и половину Америки, а еще Австралию и Арабский Восток? Китай сумел этого избежать в период опиумных войн, реально оценивая угрозу сближения с англичанами. А Индия не смогла бы?

Конечно, были пушки и войска. Но решающим способом колонизации были интриги и подкуп местных вождей и правителей, превращение фунта стерлингов в мировую валюту. Сейчас эту функцию выполняет доллар. Определенная роль отводилась и обороту наркотиков, массовому переселению из метрополии в колонии преступников — первых рабов на плантациях и рудниках, стремившихся выжить любой ценой. Колониальные войска формировались из местного населения и даже командный состав наполовину был из местных.

Таким образом, у англосаксов и остальных европейцев накоплен большой исторический опыт по манипуляции мировым сообществом. И вот в такую цивилизацию устремились украинские националисты, фактически выполняя антироссийский заказ хозяев мира. Туда же стремятся российские либералы. И при этом удивляются, почему Украина еще не Франция, а самодостаточная Россия умеет побеждать Европу в войнах, но не умеет по-европейски жить? Да и другим республикам очень хочется стать европейцами. А европейцы этого хотят?

Член НАТО и седьмая экономика мира Турция, подав заявку на вступление в ЕС в 1999 году и не дождавшись положительного решения европейских союзников, запустила собственную программу консолидации тюркоязычного мира по примеру ЕС, а может и СССР. Как видим, Европа и США теряют свои позиции. При этом позволяют Польше и Прибалтике, другим восточноевропейским государствам почувствовать себя как бы равноправными европейцами, защитниками европейской цивилизации. А вот Югославию разорвали на клочки, потому что она была дружественной страной для СССР и России.

Григорий ВАНИН