Аналитика


В Подмосковье общественные слушания по мусоросжигающему заводу "Ростеха" закончились скандалом
Общество | Московская область

В подмосковном Наро-Фоминске общественность требует правды о том, какое влияние на экологию окажет строящийся мусоросжигательный завод. Завод по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов, который строит "РТ-Инвест" (входит в "Ростех") и ее дочерние фирмы АГК -1 и АГК-2, должен сжигать до 700 000 тонн ТКО в год. Компания планирует построить пять подобных заводов и заявляет о достижении "нулевого захоронения", но независимая экспертиза говорит о возможном ущербе для экологии. Общественные слушания обернулись скандалом, так как на них обсуждалась, по мнению активистов, якобы "недостоверная" документация. Подробности — в материале Накануне.RU.

"Ростех" давно пытается подступиться к массовому строительству мусоросжигательных заводов. Компания собралась строить сеть мусоросжигательных заводов в стране, оператором проекта выступает "дочка" госкорпорации – "РТ-инвест". В софинансировании строительства первых пяти заводов (большая часть из них находится в Подмосковье) участвует ВЭБ.РФ, но дальнейшая схема финансирования (а потребуются миллиарды рублей) не определена. "Платиновые" предприятия критиковала вице-премьер Виктория Абрамченко.

30 ноября в Наро-Фоминске состоялись общественные слушания по проектной документации одного из заводов. Впервые они проходили еще в 2018 году. Повторные потребовались потому, что в проект были внесены изменения. Все они не связаны с процессом сжигания: изменена длина свай, высота кровли, показатели энергооборудования и т.п. Однако, как установил Валерий Сосновцев, эксперт группы по мусоросжиганию Минприроды РФ, в новых документах по каким-то непонятным причинам в разы уменьшились ожидаемые выбросы вредных веществ в атмосферу:

Эксперт отметил, что при отсутствии изменений в химическом составе сжигаемых на МСЗ в Могутово ТКО, а также изменений в технологии сжигания и технологии очистки выбросных газов, эти изменения в выбросах вредных веществ можно квалифицировать как "приписки".

В 2021 г. количество выбросов вредных веществ загадочным образом снизилось(2021)|Фото: Инициативная группа "Нет МСЗ в Подмосковье"

Активист инициативной группы "Нет МСЗ в Подмосковье" Ольга Мельник рассказала Накануне.RU, что обращения в надзорные ведомства пока не дают результатов.

"Росприроднадзор и Ростехнадзор говорят: вот когда построят и если будут какие-то нарушения, вот тогда приходите, чтобы мы сделали инспекцию и, может быть, наложили какие-то санкции. Такая практика была относительно МСЗ-4 в Некрасовке, их штрафуют за кратные превышения ПДК на несколько тысяч рублей в год. А что такое несколько тысяч рублей в год? Там весь район задыхается. И мы рассматриваем МСЗ-4 как прямой аналог того, что построят нам. Только чтобы получить от ТК-1 техническую документацию на этот завод и сделать независимую экспертизу, мы два года судились", — отметила общественница.

Противники строительства завода заявляют, что, судя по материалам, представленным на слушаниях, реально действующих образцов оборудования нет. Есть только обещания разработчиков выдержать определенные показатели, а реальные параметры станут ясны лишь в ходе натурных испытаний, до которых еще далеко.

Эксперт Минприроды также сравнил планируемые выбросы МСЗ в Наро-Фоминске с аналогичными выбросами европейских заводов. "Превышение по выбросам SO2 – 49 раз, по ртути – 27 раз, по свинцу – 23. "РТ-Инвест" строит под Наро-Фоминском самый грязный завод в Европе с превышениями по концентрациям ВВ в десятки раз?" — таков его вывод. Проектные выбросы в воздух только одного МСЗ в Наро-Фоминске, по данным Валерия Сосновцева, соответствуют выбросам всех МСЗ целой страны, такой как Швейцария. При анализе технологии очистки выбросных газов от диоксинов МСЗ в Наро-Фоминске эксперт отметил, что проектные выбросы только одного такого МСЗ соответствуют выбросам целых стран, таких как Германия, Швеция и США.

Противники строительства считают, что завод будет самым грязным в Европе(2021)|Фото: Инициативная группа "Нет МСЗ в Подмосковье"

Речь идёт о потенциально сильнейшей угрозе для экологии, однако этот вопрос остался без особого внимания со стороны властей. Руководители администрации Наро-Фоминского района на общественных слушаниях не присутствовали. Ни о каком реальном мониторинге выбросов речи по-прежнему не идет: контроль состояния воздуха, почвы и воды планируется проводить один раз в год, включая выбросы диоксинов. Никакие меры общественного контроля и надзора за этими процедурами не предусмотрены. Светлана Тертышная, председатель Общественной палаты НФГО, подняла вопрос о том, что такой контроль и мониторинг состояния окружающей среды должен быть реализован, а в Наро-Фоминске должна находиться государственная передвижная станция контроля состояния окружающей среды.

"Мусор на вход подаётся всё тот же и столько же реагентов для очистки подаётся, технологии очистки всё такие же, а пыли вдруг становится в 27 тыс. раз меньше. Кроме того, завод будет вырабатывать 200-300 тыс. тонн золы и шлаков в год, а куда они будут деваться — непонятно. Это и было непонятным, и осталось непонятным до сих пор. Нам показали картинки из интернета, назвали несколько ведомств, которые занимаются переработкой таких отходов, и всё. Ни площадки, ни подрядчика, никакой конкретики. При этом остаётся полтора года до ввода в промышленную эксплуатацию. Эти слушания нельзя признать состоявшимися, поскольку на них подана информация ненадлежащего качества", — подчёркивают активисты.

По мнению Ольги Мельник, признание слушаний недействительными — единственный способ приостановить проект, поскольку нет ни одного кейса в судах, когда постфактум оспаривались уже прошедшие слушания. Если они состоялись — то можно строить, и неважно, какие замечания высказывались.

"Я призывала признать слушания несостоявшимися, и всех, кто в зале, никуда не уходить, пока мы протокол не получим. А чтобы всем было понятнее, я залезла на сцену и села на пол перед президиумом. Сказала, что буду так сидеть, пока не будет сделан протокол. Полиция сразу подбежала и утащила меня из зала", — рассказала Ольга Мельник.

Подписать протокол об общественных слушаниях планируется 7 декабря на встрече представителей администрации города, общественной палаты, проектировщиков, готовивших документацию, и активистов. На ней противники завода вновь намерены обозначить волнующие их факты.

Что заявляют в "РТ-Инвест"

В "РТ-Инвест" опровергают "приписки". Там заявляют, что единственным парниковым газом, подлежащим учету при энергетической утилизации ТКО, является парниковый газ — CO2. Оценку выбросов парниковых газов от энергетической утилизации отходов на образование СО2 провел Институт глобального климата и экологии им. Академика Ю.А. Израэля. Согласно расчетам ученых, эффект заводов на общий объем выбросов парниковых газов является отрицательным. Так, предотвращение захоронения 1 тонны остаточных отходов, не подлежащих вовлечению во вторичный оборот, с заменой на переработку в энергию позволяет предотвратить 1 160 кг выбросов CO2-экв.

"ИГКЭ учтены следующие эффекты от энергетической утилизации ТКО на объем выбросов парниковых газов:

  1. прямой выброс от сжигания 1 тонны ТКО, прошедших предварительную обработку с отбором вторичных материальных ресурсов и органической фракции, составляет 590 кг CO2;
  2. при этом энергетическая утилизация приводит к дополнительным эффектам, обуславливающим снижение выбросов парниковых газов.

Важно, что значительный объем парниковых газов, в особенности метан вырабатывается при захоронении отходов. Так, по расчетам ИГКЭ, захоронение 1 тонны ТКО на полигоне приводит к выбросам 1 140 кг CO2-экв. Благодаря утилизации в энергию тех отходов, которые нельзя переработать в новые товары, происходит выработка "зеленой" энергии, которая замещает традиционные источники, такие как газ и нефть. И позволяет предотвратить выбросы 610 кг CO2-экв. на 1 тонну утилизируемых ТКО. Таким образом, общий СО2-эффект от использования энергетической утилизации является отрицательным", — сообщили Накануне.RU в "РТ-Инвест".

Там ссылаются на "мировой опыт", который "доказывает, что даже при самом эффективном раздельном сборе, вовлечь во вторичный оборот можно не более 50%, оставшиеся 50% утилизируются в энергию". В компании уверяют, что золошлаковые отходы будут также переработаны и использованы для производства новых товаров. После просеивания, измельчения и сепарации из шлака будут извлечены черные и цветные металлы, а минеральная часть после переработки будет использована в строительной отрасли, либо для рекультивации. Летучая зола будет обезврежена и также переработана в полезные продукты для строительной отрасли.

"К 2024 году в Московской области и в Татарстане на тех территориях, где действует "РТ-Инвест", будет достигнуто "нулевое" захоронение", — заключили в компании.



Юрий Александров