Аналитика


"Президента" – нельзя, одномандатников – можно сколько угодно: Госдума одобрила поправки в закон о региональной власти
Политика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Приволжский ФО | Уральский ФО | В России

Госдума во втором чтении приняла резонансный законопроект Клишаса-Крашенинникова о региональной власти. Второе чтение – решающее, в документ было внесено более сотни поправок, еще большее количество – отклонено или снято. Авторы документа считают, что приводят законодательство в соответствие с обновленной Конституцией, но по факту – делается шаг от федерации к унитарному государству, и Клишас с Крашенинниковым даже не особо от этого открещиваются.

По словам соавтора закона и по совместительству главы профильного комитета Госдумы Павла Крашенинникова, за месяц поступило 418 поправок, последние из которых были внесены накануне ночью. Текст законопроекта существенно вырос: на 39 страниц выросла статья с перечислением документов, действие которых отменяется, также отдельно дан свод полномочий субъектов.

Сходу были приняты 103 поправки. Основные изменения таковы:

"После бурных дискуссий мы пришли к выводу, что нужно указать все полномочия субъектов – их 170. До сегодняшнего дня все они указывались в разных актах или даже подзаконных актах. Получился свод полномочий. Устанавливается защита от сиюминутных, на потребу дня изменений: изменения в этот свод должен будет одобрить Госсовет", – пояснил Крашенинников.

Еще одна поправка устанавливает перечень руководителей региональных ведомств, которые должны согласовываться с федеральными ведомствами (например, министр финансов региона).

Срок рассмотрения законопроектов, внесенных в Госдуму и направляемых для отзывов в регионы, остается 30 дней, но в исключительных случаях будет сокращен до 15 дней.

Наименование региональных органов: высший исполнительный орган необязательно должен быть правительством, это решает устав региона; глава региона – может называться как угодно, но не президентом (все протесты депутатов из Татарстана и татарстанского Госсовета по этому поводу в итоге отклонили); заксобрания – могут называться как угодно, решает устав.

В сложносоставных регионах ("матрешках") сохраняется прежняя структура управления (Тюменская и Архангельская области).

Главы регионов могут отрешать от должности глав муниципалитетов за неэффективность, но эта процедура должна быть регламентирована в отдельном законе (который пока только готовится).

ПМЭФ-2019, Рустам Минниханов, Сергей Собянин(2019)|Фото: Накануне.RU

Также была принята поправка, принятие которой пытался остановить зампред фракции "Справедливая Россия – За правду" Олег Нилов: "Предлагаемая к принятию поправка обнуляет предел партийных списков в региональных заксобраниях. Может быть принято решение о том, что все депутаты – одномандатники. Предлагаем не распускать партийные фракции и не лишать партии возможности выдвигать свои партийные списки". Крашенинников на это ответил кратко: "Это компетенция субъекта и они решают, какая должна быть пропорция". В итоге поправка тоже была принята.

Также были приняты еще 56 дополнительных поправок.

На отклонение были отправлены более 200 поправок. Например, традиционное предложение от КПРФ запретить губернаторам, их женам и несовершеннолетним детям иметь недвижимость за границей или двойное гражданство. Крашенинников заявил, что это опасная поправка, так как могут быть разрушены "и без того нарушившиеся после распада СССР связи". По его мнению, у множества родственников губернаторов есть доставшаяся по наследству недвижимость в странах СНГ, которая может попасть под запрет.

Также не была поддержана поправка об отмене муниципального фильтра. Соавтор законопроекта заявил, что "революцию в избирательном законодательстве надо начинать не с закона о региональной власти".

Еще одна отклоненная поправка – о дистанционных заседаниях заксобраний. Коммунисты предлагали их запретить (за исключением пандемийных времен и подобных ЧС). По словам Крашенинникова, нельзя заставлять региональных депутатов собираться очно, тем более, что во многих регионах и так уже заксобрания работают дистанционно. Теперь это можно будет делать всем, всегда и на законных основаниях.

Также Крашенинников назвал "абсолютно мертвой нормой" институт отзыва губернатора населением, которая если и используется сейчас, то только в PR-целях. При этом одобрена поправка, которая разрешает президенту не указывать основание "утраты доверия" губернатором – лишился и всё.

"А вот если губернатор – бездельник? У него много денег, он избрался, ничего не делает, президент услышал народ и хочет губернатора отозвать – что ему делать?" – задался вопросом спикер Госдумы Вячеслав Володин, когда один из депутатов попытался вернуть требование об указании основания. Как уже было сказано выше, сам народ отозвать губернатора ни с основанием, ни без такового не может.

Кроме того, закон будет обнулять губернаторские сроки. "Мы проанализировали время и срок действия всех должностных лиц. Везде пять лет срок у губернаторов. Количество сроков – это предмет ведения субъектов, который должен быть предусмотрен в уставе региона", – заявил Крашенинников.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал "ценить хороших руководителей", которых можно оставить на сколько угодно сроков.



Евгения Сергеева